Идеи и советы по ведению бизнеса, бизнес-идеи

Реорганизация муниципального учреждения осуществляется в форме. Когда и как проводится присоединение и реорганизация учреждения

    Реорганизация учреждения - это изменение его правового положения, которое влечет передачу прав и обязанностей от одного юрлица к другому.

    Законодатель предусматривает несколько форм перерегистрации. Согласно ст. 57 ГК РФ она осуществляется в виде слияния 2-х или более предприятий, разделения одной организации на самостоятельные объединения, преобразования юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую. Проведение процедуры требует выполнения целого ряда этапов, о которых и расскажем в нашей статье.

    Виды реорганизации

    Реорганизация возможна для разных видов учреждений: муниципального, образовательного, дошкольного, автономного и т.д. Согласно положениям ГК РФ, она осуществляется путем:

  • присоединения;
  • разделения;
  • выделения;
  • преобразования;
  • слияния.

Реорганизация бюджетного (медицинского, дошкольного учреждения и т. д.) в форме присоединения подразумевает ликвидацию этой организации как юрлица, но фактическое существование детского сада, школы, больницы либо другой компании не прекращается. Все активы, обязанности и права к той организации, с которой оно объединяется. Порядок реорганизации бюджетного, казенного и муниципального учреждения культуры, здравоохранения и образовательного заведения в форме присоединения предполагает:

  • укрупнение одного подразделения (отдела);
  • ликвидация иных, за счет их вливания в более крупные структуры.

Реорганизация путем присоединения бюджетного учреждения к автономному также возможна, ведь государство в этой ситуации только выигрывает.

В России существуют и автономные госучреждения. Они характеризуются максимальным уровнем финансово-хозяйственной независимости от государства и обладают большими возможностями самостоятельно зарабатывать на свое развитие и функционирование.

Реорганизация бюджетного учреждения в форме слияния - это объединение нескольких однотипных предприятий в одно с прекращением работы первоначальных. Создание происходит по договору и на основе передаточного акта.

Разделение также используется и в бюджетной сфере. Переход обязательств и имущества, находящегося на учете материнской организации, осуществляется вновь создаваемым юрлицом поровну либо в требуемых для каждого нового учреждения объемах по разделительному балансу. При этом первоначальная организация перестает существовать.

При выделении предприятие продолжает существовать. Новое юридическое лицо получает часть его активов, прав и обязанностей. Реорганизация учреждения в форме выделения ведется на основе разделительного баланса.

Преобразование подразумевает перерегистрацию предприятия в новую организационно-правовую форму. Оно изменяется с полным сохранением всех прав и обязательств.

Нормативная база

Федеральное бюджетное учреждение в процессе своей деятельности, в том числе реорганизации, руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:

  • ГК РФ (ст. 57 и 58);
  • Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н и другими.

Порядок процедуры

Для каждого вида реорганизации предусмотрен определенный порядок действий. Общим для всех будет являться принятие решения о начале процедуры, уведомлении налоговых органов и кредиторов.

Принятие решения

Решение о структурной реорганизации федерального учреждения принимается Правительством РФ в порядке, аналогичном процедуре создания федерального учреждения. В отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ - высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта. В отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений - местной администрацией муниципального образования (ст. 16 Закона № 7-ФЗ).

Функции по принятию решения об изменении унитарных предприятий возложены на собственников. Они также утверждают учредительные и прочие документы, связанные с реорганизацией унитарного предприятия.

Рассылка уведомлений

Гражданское законодательство установило некоторые особенности уведомлений о реорганизации бюджетных, казенных и муниципальных учреждений:

  • в ст. 60 ГК РФ указывается трехдневный срок, который предоставляется организации, чтобы сообщить о проводимой процедуре в налоговую инспекцию. Уведомление подается по форме Р12003 , установленной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/;
  • после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процесса, учреждение два раза с периодичностью 1 раз в месяц помещает в «Вестнике государственной регистрации» уведомление о начале процедуры;
  • кредиторы вправе запросить у реорганизуемого предприятия досрочного погашения задолженности или переоформления соглашения. Осуществить это мероприятие нужно на протяжении 5 дней со времени принятия решения (ст.13.1 Закона № 129-ФЗ);
  • внебюджетные фонды, включая ПФР, ФОМС и ФСС о реорганизации уведомляются в течение трех дней;
  • работники уведомляются в письменном виде и под роспись за 60 дней до начала реорганизационного процесса и сокращения штата. Тем, кто хочет остаться впоследствии, вносят запись о переводе в другую организацию в трудовые книжки (ст. 75 ТК РФ). При этом сотрудники имеют право на увольнение в связи с реорганизацией учреждения по собственной воле.

Формирование бухгалтерской отчетности

Оформление бухучета ликвидируемой организации проводится с использованием форм годовой отчетности, но составляется на дату окончательной ликвидации структуры. Инвентаризационная комиссия должна провести полную проверку активов предприятия. В итоговой отчетности следует указать сведения про правопреемников юрлица и точно определить список имущества, который переходит к вновь возникшей структуре. Новое юридическое лицо должно принять все активы, которые к ней переходят. Для этого бухгалтер оформляет передаточный акт, в котором отмечаются все позиции. Кроме того, весь инвентарь регистрируют в главной бухгалтерской книге, закрываются лицевые счета.

При слиянии, присоединении или преобразовании требуется передаточный акт. При разделении и выделении бюджетных учреждений необходим разделительный баланс.

Документы

Согласно ст. 14 Закона № 129-ФЗ при госрегистрации юрлица, создаваемого за счет реорганизации, в налоговую службу представляют следующую документацию:

  • заявление о государственной регистрации каждого вновь создаваемого юрлица, возникающего за счет реорганизации, по форме Р12001 ;
  • учредительные бумаги новых создаваемых организаций (оригиналы или копии, засвидетельствованные нотариально);
  • решение о реорганизации юрлица;
  • договор о слиянии, присоединении в ситуациях, предусмотренных федеральным законодательством;
  • передаточный акт (либо разделительный баланс);
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 4000 тыс. рублей (ст. 333.33 НК РФ);
  • документ, удостоверяющий представление в местный орган Пенсионного фонда информации.

Государственная регистрация производится в срок не более, чем пять рабочих дней с момента представления документов.

Сроки

Законодатель не устанавливает точных временных рамок проведения процесса реорганизации по той или прочей форме. Однако сроки устанавливаются во время принятия решения и отражаются в протоколе, их и требуется соблюдать.

Последствия реорганизации учреждения

Последствия реорганизации учреждения - это серьезные шаги правового характера, происходящие после преобразования некоммерческой организации. При слиянии завершается деятельность прежних предприятий после внесения информации в госреестр ЕГРЮЛ, а вновь возникшее юридическое лицо начинает свою деятельность с момента госрегистрации. Аналогичным способом осуществляется процедура и при других типах смены организационно-правовой формы, кроме выделения, при котором функционирование прежней организации не заканчивается, а лишь создается новая компания, продолжающая работу после регистрации.

Процесс реорганизации бюджетных и казенных организаций фактически полностью повторяет подобный процесс на уровне коммерческой компании. К числу отличительных черт относят принятие решения со стороны государственных и местных органов власти, а также его утверждение Правительством РФ. Смена формы деятельности некоммерческих предприятий дает возможность повысить эффективность работы госструктур по предоставлению услуг гражданам России и реализации функций органов и бюджетных программ.

Проконсультироваться по вопросу осуществления реорганизации учреждения, уяснить спорные моменты этого процесса или получить консультацию в составлении требуемых документов можно у профессионалов на нашем портале. Обратиться к нам можно из любого города и в любое время в режиме онлайн.

В соответствии с гражданским законодательством РФ решение о реорганизации юридического лица принимают его учредители. В основном учредителями бюджетных учреждений являются органы исполнительной власти.

После принятия учредителем бюджетного учреждения решения о реорганизации путем присоединения, в реорганизуемом учреждении должна быть создана комиссия по реорганизации, а также должен быть разработан план реорганизации и сроки ее проведения.

Каждому из реорганизуемых учреждений необходимо направить в налоговую инспекцию сообщение о реорганизации. Данное сообщение направляется в налоговый орган в течение 3 дней с момента принятия решения о реорганизации.

Извещение о реорганизации учреждения публикуется в специализированном издании «Вестник государственной регистрации».

Данную публикацию должны сделать каждое из реорганизуемых учреждений.

Также в ходе реорганизации бюджетного учрежденияпутем присоединения необходимо уведомить о реорганизации внебюджетные фонды: Фонд социального страхования и Пенсионный фонд РФ.

Срок для уведомления внебюджетных фондов 3 дня с даты принятия решения о реорганизации.

Следует письменно уведомить кредиторов о реорганизации. В уведомлении кредиторам сообщаются сведения об учреждениях, участвующих в реорганизации, а также условия и порядок предъявления требований кредиторами.

В связи с тем, что в результате реорганизации произойдет смена работодателя, работников присоединяемого учреждения необходимо письменно уведомить о предстоящей реорганизации не позднее, чем за 2 месяца до окончания реорганизации.

Присоединяемым учреждениям необходимо провести инвентаризацию обязательств и имущества, а также расчетов по налогам и сборам и платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Передаточный акт является основным документом, который оформляется при реорганизации. Данным актом оформляется передача имущества, прочих активов, в том числе нематериальных, прав и обязанностей учреждению-правопреемнику.

Для внесения записей в ЕГРЮЛ передаточный акт представляется в налоговую службу вместе с приказом о реорганизации и письмом на бланке учреждения со сведениями о правопреемстве.

За один день до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяющегося учреждения, его бухгалтерия составляет заключительную бюджетную отчетность.

После внесения записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации вновь созданного учреждения, реорганизованные путем присоединения учреждения, прекращают свою деятельность.

Новости

    13/01/17 С 1 января 2017 года отменены свидетельства о госрегистрации юридических лиц и ИП

    С 1 января 2017 года не используются свидетельства о госрегистрации юридических лиц и ИПФНС России определила, какие документы со следующего года будут подтверждать факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

    11/01/17 Ужесточение ответственности за регистрацию фирм-однодневок С 1 января 2017 года вступил в силу п.1. ст.1. 67-ФЗ, который касается нотариальных действий .

    26/09/16 До 1 ноября 2016 года стоит провести сверку с ПФР

    С ноября Пенсионный фонд проверит старые недоимки. Чтобы фонд не взыскал лишние суммы, до 1 ноября стоит провести сверку расчетов с ПФР и утрясти спорные долги.

    08/09/16 Новые правила предъявления исполнительного листа

    Правительство РФ направило в Госдуму законопроект, которым предлагается установить, что если исполнительный лист ранее предъявлялся к исполнению, но затем производство по нему было окончено, то в общую продолжительность срока предъявления данного листа к исполнению не должны включаться периоды, в течение которых производство по нему велось ранее.

Все новости

Публицистика

    15/07/16 Разделение лицевого счета квартиры

    Лицевым счетом квартиры является документ, который оформляется на квартиру или иное жилое помещение, предоставленное гражданам на основании права собственности или по договору социального найма.

    05/07/16 Регистрация юридических лиц с иностранным учредителем

    Процедура создания и регистрации юридического лица с иностранным капиталом аналогична процедуре регистрации российского юридического лица. Тем не менее, данная процедура имеет и ряд особенностей, связанных с количеством и перечнем учредительных документов иностранного партнёра (учредителя), с порядком оплаты уставного капитала, ограничением объёма долей, которые могут принадлежать иностранному партнёру в некоторых сферах деятельности (например, в сельском хозяйстве) и другими особенностями.

    04/07/16 Как провести реорганизацию в форме присоединения

    Реорганизация в форме присоединения (далее будем говорить "присоединение", "реорганизация") имеет несколько аспектов, и в первую очередь юридический: он облекает весь процесс присоединения в определенную юридическую форму и определяет его сроки и последовательность этапов.

    04/07/16 Присоединение

    Отличие реорганизации в виде присоединения от ликвидации состоит лишь в том, что в последнем случае предприятие прекращает свою деятельность без передачи каких-либо прав другому юр. лицу, но оба случая не предусматривают создание нового юридического лица, все происходит в рамках компетенции уже имеющегося предприятия.

Все статьи

Юридическая консультация

    27/08/13 Подскажите, как лучше поступить при закрытии ООО и какие моменты учесть? Сначала хотели сами закрывать компанию, решили, что поскольку с опытом ведения бухгалтерии плохо да и с юр. вопросами не очень, обратились в юр. фирму. Сама компания ООО. Упрощенка дох.-расх. Деятельность не ведётся уже года полтора. З/п не платим, налоги на з/п уплачиваем. 1.

    Ответ:

    Уважаемая Лида! 1. Поскольку бухг. один из учредителей - в этом случае можно сказать, хочу не плачу себе? По деятельности которая велась до этого, дохода и не было практически, всё время в минус или ноль. То есть практически проводок и не было. Хорошим фактором является тот факт, задолженностей у вашей организации у вас нет. Это сделает возможным

    16/12/14 Кредитор (имея от меня расписки) подал иск в суд. Я подал иск о расторжении брака, чтобы сохранить совместно нажитое имущество, оформленное на жену.Спасёт ли это? Или будет зависеть по какому делу раньше будет принято решение.

    Ответ:

    Добрый день! Согласно статье 39 Семейного кодекса при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами. Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего

    21/06/13 Добрый день! Хотим зарегистрировать ООО. В каких районах Москвы (в каких налоговых инспекциях) Вы можете это сделать в течение 2-3 недель. Сколько это будет стоить? Учредитель и директор наши. Нужен только юридический адрес, полное оформление и регистрация ООО во всех фондах.

    Ответ:

    Уважаемый Константин Алексеевич! Регистрацией ООО в Москве специализированно занимается один орган - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве. Срок налоговой регистрации ООО 5 (пять) рабочих дней, согласно ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей&r

    16/08/13 Всем доброго вечера!!! Мне поставлена задача зарегистрировать ЧОП. Никогда раньше этим не занималась и даже не представляю с чего начинать. Знаю только, что существует масса нюансов! Если возможно подскажите пошаговую инструкцию по регистрации ЧОП. При регистрации ООО существуют ли особенности? Какие особенности в Уставе, кроме тех которые предусмотрены 312-ФЗ? Какие

    Ответ:

    1. Уставной капитал ЧОП: 100 т.р. если без оружия планируете работать; 250 т.р. если с оружием. 2. Работником ЧОП не может быть учредитель или руководитель организации, с которой у ЧОП заключен договор. (это актуально для групп компаний) 3. Если вы планируете осуществлять только охранные услуги, то такого вида деятельности как: эксп

Сократить расходы на содержание многочисленных филиалов образовательных или иных типов государственных предприятий можно, для этого используется присоединение и реорганизация учреждения. Благодаря этому деятельность можно не прекращать, как и сохранить штат сотрудников, материальные ценности. Путем присоединения проводится перевод управления имуществом к головному учреждению.

Цели реорганизации учреждений путем присоединения

В отличие от работы коммерческих предприятий бюджетные учреждения реорганизуются заметно реже. Для этого нужны веские основания, о предпринимательской деятельности здесь речи не идет, поэтому процедура обычно предназначена для иных задач.

Реорганизацией в форме присоединения добиваются следующих целей:

    Ликвидация неэффективных муниципальных учреждений;

    Оптимизация государственных расходов;

    Снижение затрат на содержание административного, вспомогательного персонала;

    Попытка улучшить качество работы организации за счет укрупнения учреждения.

Государственное учреждение может оказаться недостаточно укомплектованным разными ресурсами (персоналом, недвижимостью, другими ТМЦ). За счет присоединения к нему другого учреждения можно добиться разрешения ситуации без материальных затрат. На деле в этом случае меняется лишь подведомственность организации.

Правовой порядок реорганизации в форме присоединения

Проводится процедура реорганизации (присоединения) учреждений от государственного сектора согласно ст. 57 Гражданского Кодекса РФ. В ней предусмотрено еще несколько вариантов преобразования компаний, но наиболее распространена именно эта форма. Для нее применяется обычный порядок реорганизации независимо от типа учреждения.

На практике играют роль еще несколько нормативных актов. Так, исходя из пояснений п.3 ст. 120 ГК РФ, любые виды государственных и иных учреждений реорганизуются с учетом подзаконных правовых документов. Одним из них является принятый 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», которым предусмотрены особенности автономных некоммерческих организаций, хозяйственных обществ с фондами различных направлений деятельности.

В частности, устанавливаются ограничения по способам реорганизации. Некоммерческие предприятия могут стать хозяйственным обществом лишь при соблюдении условий из п.2 ст. 17 закона 7-ФЗ. К государственным учреждениям применяются нормы ст. 17.1, тогда как автономные учреждения реорганизуются с учетом №174-ФЗ от 03.11.2006 года «Об автономных учреждениях».

Отличия присоединения от других способов реорганизации

Законодательством предусмотрено еще четыре формы реорганизации. Все они допустимы к применению относительно общеобразовательных и иных муниципальных учреждений. Но не все имеют выгоды в плане достижения типовых целей реорганизации.

В отличие от присоединения другие формы имеют следующие особенности:

    Преобразование. Смена организационно-правовой формы предполагает изменения в направлении деятельности. Не всегда этот способ допустим;

    Слияние. Регистрация муниципального (государственного) учреждения - редкость, в основном, стараются поддерживать работу существующих учреждений за счет их реорганизации без ликвидации юридического лица;

    Выделение. Применяется для выделения в независимое учреждение филиала ранее созданного головного предприятия. Для мероприятия характерно сохранение всей инфраструктуры, меняется лишь подведомственность;

    Разделение. Имеет те же особенности, что и слияние. Ликвидация и одновременная реорганизация для муниципальных учреждений редка.

В действующем законодательстве предусмотрена возможность проведения совмещенной или сложной реорганизации, когда сразу проводят несколько процедур – преобразование и последующее присоединение позволяет объединять учреждения различных типов.

Алгоритм действий при реорганизации

Согласно письму Минфина РФ №03-01-01/08-176 существует определенный порядок, как должна происходить реорганизация учреждения. Сначала местный или федеральный орган принимает решение и публикует соответствующее постановление.

В нем обязательно должна содержаться следующая информация:

    Цель реорганизации;

    Численность штата;

    Срок и даты начала процедуры;

    Куратор проводимой реорганизации;

    Источник средств, необходимых на ее реализацию;

    Перечень учреждений, подлежащих присоединению.

Затем получают согласие Минэкономразвития РФ, Минсоцразвития РФ и Минфина РФ, а в случае наличия спорных вопросов относительно недвижимости, еще и от Росимущества РФ. Как только официальное одобрение от перечисленных инстанций получено, требуется передать уведомление в регистрирующий орган. Далее алгоритм действий предполагает публикацию сообщения в СМИ, расчеты с ПФР, ФСС и ФОМС, выплаты сокращаемым на момент реорганизации сотрудникам.

Причины реорганизации общеобразовательных учреждений

В сфере образования реорганизация применяется обычно в отношении небольших школ, расположенных в мелких селах, на окраинах городов. Происходит это часто вынужденно, например, для совмещения классов и доведения количества учащихся в них до норматива в 20-25 человек. Если населенный пункт длительное время не выполняет план по набору детей, то его школу присоединяют к другой, причем она может быть такого же размера.

Еще отмечают возможность в кратчайшие сроки повысить качество обучения, передав учащихся компетентным преподавателям из более крупной школы. Снижаются затраты на содержание зданий, ведь строительно-ремонтные материалы приобретаются оптом, да и в случае заключения контракта с подрядной организацией больший объем позволяет легче добиться общей скидки на работы.

Из недостатков подобного объединения отмечают лишь необходимость обеспечения всех детей ликвидированных учреждений транспортом для доставки их в школу и обратно по месту жительства. Если перевозка осуществляется рейсовыми автобусами, то это означает дополнительную нагрузку на бюджет родителей.

Выплаты работникам ликвидированного учреждения

В ряде случаев присоединение вызывает необходимость в сокращении части сотрудников. Поэтому перед тем как провести реорганизацию требуется предупредить коллектив (за 2 месяца до объявления начала процедуры, письменно). Всем работникам ликвидируемого учреждения по закону полагаются выплаты специального пособия, размер которого всегда зависит лишь от уровня средней заработной платы.

После выплаты пособий муниципальное (некоммерческое, автономное) учреждение сразу обязано отчитаться в ФНС, ПФР и ФСС по уплате соответствующих налогов и взносов. В случае добровольного увольнения пособие не полагается. Здесь возникает много разных конфликтов, часто переходящих в судебное разбирательство. Без юридической помощи в такой ситуации не обойтись, причем обеим сторонам: как организации, так и работникам.