Идеи и советы по ведению бизнеса, бизнес-идеи

Понятие лицензия. Правовые основы лицензирования

  • 1. Понятие предпринимательского права. Основные научные концепции правового регулирования предпринимательской деятельности.
  • 2. Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности.
  • 3. Методы и принципы правового регулирования предпринимательской деятельности.
  • 4. Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность.
  • 5. Значение судебной практики в регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности.
  • 6. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательской деятельности.
  • 7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  • 8. Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития рф.
  • 9. Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской деятельности.
  • 10. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности.
  • 11. Граждане как субъекты предпринимательской деятельности. Порядок регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица и основания ее прекращения.
  • 12. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности, их виды и классификации.
  • 13. Способы и этапы создания коммерческих организаций.
  • 14. Государственная регистрация коммерческих организаций.
  • 15. Лицензирование предпринимательской деятельности: понятие, принципы, лицензионное законодательство, субъекты лицензионных отношений, лицензионные требования и условия.
  • 16. Понятие лицензии. Порядок получения, приостановления, аннулирования.
  • 17. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц.
  • 18. Понятие органа юридического лица; структура органов и разграничение компетенции. Ответственность.
  • 19. Понятие, виды и порядок реорганизации юридического лица.
  • 20. Понятие, виды и порядок ликвидации юридического лица.
  • 22. Рассмотрение дел о банкротстве. Право на обращение в арбитражный суд. Право и обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд.
  • 23. Понятие должника для целей Закона о несостоятельности (банкротстве). Понятие, виды, правовое положение кредиторов. Собрание и комитет кредиторов, порядок их формирования и компетенция.
  • 24. Понятие и виды арбитражных управляющих. Обязательные условия членства в сро, требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Права и обязанности, ответственность арбитражного управляющего.
  • 25. Наблюдение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 26. Финансовое оздоровление как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 27. Внешнее управление как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 28. Конкурсное производство как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 29. Мировое соглашение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 30. Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве.
  • 31. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.
  • 32. Хозяйственные товарищества как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 33. Акционерные общества как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 34. Производственные кооперативы как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 35. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 36. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 37. Особенности правового положения банков и иных кредитных организаций.
  • 38. Правовое положение бирж.
  • 39. Общества с ограниченной ответственностью как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 40. Правовое положение страховых организаций.
  • 41. Правовое положение акционерного инвестиционного фонда.
  • 42. Паевой инвестиционный фонд: понятие, типы. Возникновение и прекращение, управление паевым инвестиционным фондом.
  • 43. Правовое положение дочерних и зависимых хозяйственных обществ, холдинговых компаний.
  • 44. Субъекты малого и среднего предпринимательства: критерии отнесения, государственная поддержка.
  • 45. Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности.
  • 46. Понятие учетной политики организации.
  • 47. Правовой режим основных средств организации.
  • 48. Правовой режим оборотных активов организации.
  • 49. Правовой режим нематериальных активов организации.
  • 50. Правовой режим уставного (складочного) капитала (фонда).
  • 51. Понятие и виды денежных средств организации. Правила хранения, учета и использования наличных денежных средств.
  • 52. Правовой режим акций. Порядок выпуска и продажи акций. Контрольный пакет.
  • 53. Правовой режим прибыли коммерческой организации.
  • 54. Понятие, содержание и пределы осуществления права хозяйственного ведения и оперативного управления унитарным предприятием.
  • 55. Обращение взыскания на имущество организации (индивидуального предпринимателя): основания, этапы, очередность.
  • 56. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Законодательство о приватизации. Виды объектов приватизации. Характеристика субъектов процесса приватизации.
  • 57. Этапы и способы приватизации государственного и муниципального имущества.
  • 58. Понятие и сфера применения антимонопольного законодательства. Участники отношений, регулируемых антимонопольным законодательством.
  • 59. Государственный антимонопольный орган, его функции и полномочия.
  • 60. Контроль антимонопольного органа за экономической концентрацией.
  • 63. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 64. Естественные монополии: понятие, виды. Законодательство о естественных монополиях. Осуществление государственного регулирования и контроля в сферах естественных монополий.
  • 65. Понятие конкуренции, понятие и формы недобросовестной конкуренции.
  • 66. Понятие и порядок предоставления государственных и муниципальных преференций в соответствии с антимонопольным законодательством.
  • 67. Понятие и принципы технического регулирования. Законодательство о техническом регулировании.
  • 68. Технические регламенты: понятие, цели, содержание и применение.
  • 69. Понятие, цели, принципы стандартизации. Документы в области стандартизации.
  • 70. Подтверждение соответствия: цели, принципы, формы.
  • 71. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
  • 72. Ответственность за нарушение законодательства о техническом регулировании.
  • 73. Понятие и виды цен. Государственное регулирование установления и применения цен на товары, работы и услуги. Правовые средства обеспечения государственной дисциплины цен.
  • 74. Предпринимательский договор: понятие, признаки, функции.
  • 75. Особенности заключения предпринимательского договора.
  • 76. Заключение договора на торгах.
  • 16. Понятие лицензии. Порядок получения, приостановления, аннулирования.

    Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

    Настоящий Регламент вступает в силу со дня его опубликования в Официальном вестнике Республики Молдова. Сб м. 1 мая вступил в силу Закон Литовской Республики о защите личных и имущественных прав, ввел новый вид лицензии на личную и имущественную безопасность - трансграничную лицензию КИТ. До тех пор этот закон предусматривал только два вида лицензий: лицензию на вооруженное лицо и имущественную безопасность, а также лицензию на нежелательное лицо и безопасность имущества. Согласно Положению, термин «государство-участник» включает государства-члены, валютой которых является евро.

    Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

    1) наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр;

    Это означает, что лицо, владеющее такой лицензией, будет иметь право предоставлять услугу - для перевозки наличных денег из одного государства-члена еврозоны в другое, тем самым расширяя сферу своей деятельности. Однако эти поправки до сих пор не приняты. Это означает, что требования и процедуры для лиц, которые намереваются осуществлять трансграничную лицензию на передачу денежных средств для использования этой лицензии, в настоящее время не ясны и на практике не реализованы.

    Тем не менее следует отметить, что условия для трансграничных перевозок автомобильного транспорта от одного участвующего государства-члена к другому регулируются. Трансграничные перевозки автомобильных перевозок между участвующими государствами-членами должны осуществляться в соответствии с условиями, изложенными в Правилах. Поэтому лица, намеревающиеся предоставлять эту услугу, должны быть полностью ознакомлены с требованиями Правил и соблюдать их.

    2) фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр;

    Обратите внимание, что в соответствии с положениями Правил трансграничный денежный транспорт евро должен проводиться только ежедневно. Транспортное средство для перевозки денежных средств должно покинуть родное государство-член и вернуть его в тот же день. В случае отклонения от этих требований передача между пунктами может осуществляться в течение 24-часового периода при условии, что ночной перенос наличных денег в евро разрешен в соответствии с правилами, установленными государством-членом происхождения, государством-членом транзита и принимающим государством-членом.

    3) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

    4) лицензируемый вид деятельности который соискатель лицензии намерен осуществлять.

    5) копии учредительных документов;

    6) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

    7) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

    Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

    Основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в заявлении и документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

    По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.

    Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном КОАП РФ.

    В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

    Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

    Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата.

    Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

    В случае если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

    Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

    Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Лицензирование - один из наиболее действенных механизмов воздействия на поведение субъектов экономической деятельности, поскольку он предусматривает необходимость прохождения специальной разрешительной процедуры всеми субъектами гражданского оборота, желающими заниматься определенными видами деятельности, в отношении которых законодательно установлены лицензионные ограничения.

В соответствии с законодательным определением лицензирование - это совокупность мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. При этом под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Правовые основы режима лицензирования закреплены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" *(144), а также массивом лицензионного законодательства, в структуру которого входит множество постановлений Правительства РФ, утвердивших положения о лицензировании отдельных видов деятельности, перечисленных в п. 1 ст. 17 закона и являющихся объектом режима лицензирования.

Целью введения лицензионного режима является установление контроля над субъектами, занимающимися теми видами деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Как и упоминалось выше, перечень этих видов деятельности приведен в ст. 17 закона и включает в себя такие виды (группы видов) деятельности, как: различные виды деятельности, связанные с функционированием транспорта (железнодорожного, трубопроводного, авиационного, водного, автомобильного и т.д.), с обеспечением безопасности при эксплуатации опасных объектов (пожароопасных, взрывоопасных и т.д.), обращении с взрывоопасными материалами, производством вооружений и военной техники, авиационной техники, отдельные виды деятельности в области сельского хозяйства, медицины, строительства и т.д. В перечне виды деятельности названы конкретно, однако, в отношении медицинской, космической и ветеринарной деятельности предусмотрена конкретизация видов деятельности постановлениями Правительства РФ. Следует иметь в виду, что перечень лицензируемых видов деятельности является исчерпывающим и может быть дополнен исключительно путем внесения изменений в закон о лицензировании.

Общий лицензионный режим дополняется рядом специальных режимов, сформированных в отношении тех видов деятельности, на которые действие вышеуказанного закона не распространяется. Их перечень дан в п. 2 ст. 1 закона и включает в себя деятельность кредитных организаций; деятельность, связанную с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи; биржевую, нотариальную, страховую, образовательную деятельность; деятельность в области таможенного дела; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических операций; осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов к нему; использование результатов интеллектуальной деятельности; использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации); использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира; деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии. Приведенные ниже сведения о содержании режима лицензирования не всегда соответствуют правилам специальных административно-правовых режимов, которые абсолютно разнородны и индивидуальны.

Основными принципами административно-правового режима лицензирования являются: принцип обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации; принцип установления единого перечня лицензируемых видов деятельности; принцип установления единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; принцип установления лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; принцип гласности и открытости лицензирования; принцип законности.

В качестве субъектов режима выступают соискатели лицензий, т.е. юридические лица или индивидуальные предприниматели, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности, лицензиаты, т.е. юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, а также лицензирующие органы, т.е. федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с законом о лицензировании.

В качестве последних выступают большинство федеральных органов исполнительной власти и некоторые региональные.

В настоящее время законодательно ограничены возможности правотворчества органов исполнительной власти, как федеральных, так и региональных в области лицензирования. Полномочия по утверждению положений о лицензировании конкретных видов деятельности переданы Правительству РФ. Также Правительство РФ обладает исключительными правами определять федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности и устанавливать виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень лицензирующих органов и области, в которых они осуществляют лицензирование, дан в Постановлении Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" *(145). Постановлением предусмотрено, что на региональном уровне лицензируются лишь такие виды деятельности, как ветеринарная деятельность, заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов, а также публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале.

На каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Срок действия лицензии в соответствии с Законом не может быть менее чем пять лет. Однако ряд специальных режимов лицензирования предусматривают менее продолжительные сроки действия лицензий (например, лицензии в области ядерной и радиационной безопасности). По окончании срока возможно его продление по заявлению лицензиата. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие.

На основании представленных в лицензирующий орган документов решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии должно быть принято в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации либо несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей. За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами. Выполняя контрольные функции, лицензирующие органы реализуют свои права на проведение проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям; на запрос у лицензиата необходимых объяснений и документов при проведении проверок; на составление на основании результатов проверок актов (протоколов) с указанием конкретных нарушений; на вынесение решений, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения, установление сроков устранения таких нарушений; на вынесение лицензиату предупреждения.

По итогам осуществления контрольных процедур лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Аннулирование лицензии без обращения в суд возможно лишь в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии. Решением суда лицензия может быть аннулирована на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, а также в том случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, послужившие основанием для приостановления лицензии.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату в размере 10 рублей.