Идеи и советы по ведению бизнеса, бизнес-идеи

Структурное подразделение фирмы. Процесс формирования организационной структуры местной администрации

Таким образом, при системно-целевом подходе создаются реальные условия для индивидуализации процесса формирования организационной структуры применительно к особенностям конкретного муниципального образования.

С точки зрения изложенного выше распределения задач и целей деятельности структурные подразделения администрации подразделяются на четыре группы (рис.).

Работа может быть средством освобождения, а также отчуждением, эксплуатацией, контролем и ассимиляцией. Несмотря на изменения, вызванные новыми технологиями и молодыми поколениями, основные силы безудержной бюрократии и капитализма в интересах акционеров остаются сильными. В усилиях по созданию подлинной организации, которая позволит максимально использовать человеческий потенциал на рабочем месте, мы не должны недооценивать проблему, с которой придется столкнуться. В противном случае такие организации останутся исключением.

И для большинства людей, недоступный идеал. Разве это не недопонимание организаций, их ограничения, их материальность, роли, которые они назначают друг другу, различные санкции и механизмы, которые они охватывают для достижения своих целей? Другими словами, не исключено ли сокращение организации до встречи людей, когда все делает ее совокупностью, закрепленной юридическими, финансовыми и управленческими формами? По его словам, это знание, находящееся и единственное, разделяемое некоторыми, которое находится в основе социального порядка.

Виды структурных подразделений местной администрации

К ведению отраслевых структурных подразделений относятся вопросы, свя­занные с управлением конкретными отраслями (сферами) муниципальной дея­тельности. Они выполняют функции заказчика на выполнение работ и оказание муниципальных услуг. Их основная роль проявляется на этапе реализации це­лей и задач жизнеобеспечения и развития территории.

Эта позиция, подтвержденная в недавнем тексте, предполагает радикальный разрыв с продолжающимся видением общества, в котором уровень явлений, которые человек может наблюдать невооруженным глазом, такие как сбор, поведение на собрании - можно интерпретировать с точки зрения глобальной культурной системы и социальной системы. Мы не только можем различать уровни масштаба в этом обществе, но каждый из его баров, как предполагается, имеет свою собственную динамику и ограничения, очевидные и скрытые причины.

Если есть преемственность, это происходит из-за того, что в данный момент в данном пространстве один из уровней становится более стратегическим, чем другие, и его способ восприятия более эвристический. Единственное, что позволяет нам, по его мнению, сказать, в какой степени более низкий уровень обусловливает более общую степень.

Предметы деятельности функциональных (штабных, общей компетенции) структурных подразделений охватывают определенную функцию для всей ад­министрации и ее структурных подразделений. Основной их особенностью является использование преимуществ, связанных со специализацией функций, и способность администрации рассматривать в рамках своей функции террито­рию целиком. По классификации целей муниципальной деятельности (см. гла­ву 3) функциональные подразделения относятся к обеспечивающим. Обычно они наделяются правом согласования решений других структурных подразделе­ний, например по соблюдению законности или возможности финансирования.

Это особенно ценно в контексте организаций, поскольку оно предлагает нам не позволять себе осознавать очевидность организации, ее материальные контуры, ее дискурс, его устройства, все, что, кажется, создает его внутренний порядок и функционирование. Исходя из деталей взаимодействий, самых тонких и самых несоответствующих уровней реальности, он допрашивает очевидные формы. Он принимает юридические, финансовые или управленческие элементы как уровни реальности, кадрирует и поэтому предполагает их переполнение, интерпретации и напряженность с другими уровнями.

Создание территориальных структурных подразделений (районные в крупных городах и др.) связано с необходимостью приближения органов местного само­управления к населению и позволяет сочетать централизацию важнейших функ­ций на высшем уровне муниципального управления с повышением оперативности при решении текущих вопросов. При этом важно не допускать раздробления функций органов муниципального управления и потери преимуществ, связанных со специализацией. Для стимулирования инициативы территориальных структур­ных подразделений им может предоставляться автономия в рамках сметы расходов.

Вместо того, чтобы превращать организацию в данные, выходящие за другие, это результат серии интерпретаций и реконструкций, корректировок и недоразумений. Организация больше не является отправной точкой, а точкой прибытия. Поэтому эта точка зрения отвергает представления организованной организации или устройства как устойчивого, замкнутого явления, о котором можно было бы объяснить простым и уникальным образом. Организация будет состоять из разных уровней, взаимодействующих друг с другом, объясняя динамику иначе, чем по нисходящему импульсу.

Вспомогательные подразделения (аппарат) не обладают собственной компе­тенцией по решению вопросов местного значения и выполняют функции обеспе­чения деятельности руководства администрации и ее структурных подразделений. Аппарат играет важную роль в организации работы администрации. Будучи ее подсистемой, он выполняет ту же роль, что и муниципальная власть по отно­шению к другим подсистемам муниципального образования. В частности, аппа­рат обеспечивает:

Эта концепция ламинированного чтения организационных явлений существует в двух различных и взаимодополняющих формах в литературе по организации. Существование организационного листка, как мы установили в предыдущей главе, может вызвать допрос или даже вызвать определенный скептицизм в читателе. Что подразумевается под этим новым способом представления организованного действия, разве самоочевидно, что он развивается в однородной, изоморфной и временно окруженной среде? Должны ли мы не видеть в том, что многие официальные лица спонтанно деноминируют организованную жизнь своего предприятия «социального тела» доказательством его фундаментального единства?

♦ планирование и координацию работы всех структур администрации;

♦ работу с документацией (делопроизводство);

♦ подготовку и проведение совещаний, заседаний, коллегий, других меро­приятий;

♦ связь со средствами массовой информации, проведение пресс-конференций;

♦ контроль исполнения решений;

♦ организацию приема граждан, работу с жалобами и предложениями;

Уровни реальности в историческом объяснении

Этот тезис предполагал, что следует учитывать не только столетние, даже тысячелетние тенденции, отмеченные Марк Блох в его тауматургических царях, но также и структурирующий характер события. Не желая интерпретировать прошлую жизнь в манихейском или булеанском стиле, сознавая, что настоящее диктует вопросы, поставленные перед архивами, историки нашли компромисс, рассматривая все временности, которые априори придавали такую ​​же важность. Для них уже не было никакого табу для анализа явлений, учитывая, что все эти временности могут играть в одно и то же время: феномен найдет свое объяснение в объединении нескольких систем продолжительности.

♦ материально-техническое, юридическое, кадровое, информационное, фи­нансовое обеспечение деятельности администрации;

♦ взаимодействие администрации с представительным органом и зачастую его хозяйственное обслуживание.

Руководитель аппарата обычно по статусу приравнивается к заместителю гла­вы администрации.

Далекое прошлое, прошлое, настоящее и будущее также помогли его прояснить. Времена были для них пышными. Но он не одинок по своему характеру: очень точно, в своих работах по историческому сознанию Раймонд Арон показывает, что, поскольку Фукидид и его рассказ о Пелопоннесской войне историки разделяют среди тех, кто приписывает это событие шанс, и те, кто дает более рациональные объяснения. Афинский генерал Фукидид приписывает то, что является структурным и, следовательно, неизбежным, как возникновение войны между двумя конкурирующими лигами городов; доля того, что нельзя нести, когда человек является великим морским народом, а для Афин - вооружение Сиракуз из важного флота войны, следовательно, конфликт между этими городами; наконец, часть шанса, неблагоприятные ветры, которые толкают афинские корабли в линии спартанских пехотинцев, которые быстро уничтожают их.

В составе аппарата администрации могут быть такие службы, как общий отдел (работа с документацией), кадровая служба (иногда она подчиняется не­посредственно главе администрации), приемная граждан, юридическая служба, информационная служба, хозяйственные службы, пресс-служба, собственная бухгалтерия, контрольный аппарат и т. п.

Таким образом, история частично структурирована познаваемыми законами, но также отвечает утверждению Маркса: Люди делают историю, но не знают, что они это делают. Определенные действия, которые считаются добровольными, продиктованы интересами, страстью или убежденностью, уже структурно вписаны в позицию, занятую человеком, который считает себя отдельным игроком, никому не ответственным за свои действия. Его отношения с родителями, его место в братьях и сестрах, структурирование встреч, семейных моделей и мифов, религиозных убеждений - все это факторы, которые объясняют его выбор и его действия.

Глава администрации и его заместители могут иметь свой аппарат, в состав которого входят, в частности, секретари, помощники, референты, советники.

Такие организационные структуры получили название линейно-функциональ­ных, поскольку они основаны на определенной системе взаимодействия линей­ных (отраслевых) и функциональных структурных подразделений и принятия решений линейными подразделениями по согласованию с функциональными.

Уровни реальности в социологическом объяснении

Даже если бы все эти причины были определены, их конъюнкция, которая объясняет настоящий момент, является чисто единственной. Впечатление от правильного толкования исторической ситуации путем анализа единого уровня реальности - иллюзия. Известно, что любая настойчивость в отношении метафорического рассмотрения явления должна казаться подозрительной для читателя. Как только мы продемонстрировали в истории эвристический характер резки на отдельные, но скоординированные листы, мы предоставили изображение.

В соответствии с объемами и распределением задач и функций в составе ад­министрации создаются конкретные организационные единицы - управления, отделы, комитеты, департаменты и т. д. Для решения управленческих задач крупные организационные единицы делятся на более мелкие, образующие но­вые уровни. Для крупных городов, имеющих мощный аппарат управления, целе­сообразно как можно детальнее разграничивать функции управления, создавая специальные подразделения для их исполнения. Для небольших поселений наи­более приемлема схема, при которой выполняемые функции группируются, при этом в первую очередь должны объединяться функции отраслевых подразделе­ний. Однако объединение функций подразделений, интересы которых противо­речат друг другу, в рамках одного подразделения нежелательно.

Но может ли он проецировать себя на анализ организаций? Конечно, поскольку многие исследования по организации показали наличие таких ламинирования в их результатах. Начнем с примера существования нескольких разных времен. Необходимость учитывать это подтверждается работой Лоуренса и Лорша о взаимоотношениях между организацией и ее средой.

Они смотрели на десять разных компаний. Это показывает, что временной горизонт каждой важной функции продиктован отношениями, которые он поддерживает с окружающей средой: краткосрочный для коммерческих и финансовых, среднесрочный для производства, долгосрочный для исследований. Лоуренс и Лорш, принимая постулаты непредвиденных обстоятельств, продемонстрировали, что две переменные, выдвинутые их коллегами и конкурентами, могут объяснить некоторые характеристики компании, влияющие на часть их функций.

Для выполнения функций, делегированных органами государственного управления, иногда целесообразно использовать отдельные обособленные струк­турные подразделения. Это важно потому, что в части исполнения делегированных полномочий органы местного самоуправления финансируются и подкон­трольны соответствующим органам государственной власти.

Но они утверждали, что необходимы более глубокие исследования для более тесного взаимодействия определенных секторов компании с их окружающей средой и определения конкретных организационных аспектов. Предыдущие исследования, проведенные первыми социологами организаций, пришли к аналогичным выводам.

Например, возвращаясь к эмпирическим данным в монографии Филиппа Сельзника о дрейфе Управления долины Теннесси, поражает необходимость обобщить несколько организационных и политических реальность, объясняющая различные рациональности. Двадцать лет спустя, когда Селзник сделал запрос, агентство распространило почти 80% земли на самые богатые семьи, которые долгое время поселились вдоль реки.

Коллегия - совещательный орган при главе администрации играет особую роль в ее работе. Она принимает решения по важнейшим вопросам управления муниципальным образованием, за исключением тех, которые находятся в компе­тенции представительного органа. Решения коллегии при необходимости оформ­ляются постановлениями и распоряжениями главы администрации.

Федеральное правительство, которое создало это правительственное учреждение, чтобы понять, что должно было стать флагманом нового курса президента Рузвельта; агентство, которое устанавливает критерии для результатов и с этой целью создает ветви вдоль реки, оставляя им задачу быстрого внесения поправки в болотистые земли, превращать их в модельные хозяйства; менеджеров филиалов, которые, зная, что они не будут длиться и имеют ограниченный бюджет, арендуют или заимствуют оборудование у тех, кто их владеет, то есть богатых местных владельцев. Чтобы получить результаты, они должны заключить с ними сделку, предлагая им в обмен на их добрую волю то, что у них есть, то есть права на земли, созданные в будущем; землевладельцы, которые занимают видное место на местном уровне и чей «общинный» менталитет, унаследованный от отцов-основателей Соединенных Штатов, мешает им увидеть массовый приход разрушенных фермеров на Среднем Западе, которые могут расстроить демографию и менталитет. Тот факт, что они могут отклоняться от работы агентства, приносит им пользу на двух разных уровнях: это обогащает их происхождение и серьезно ограничивает прибытие в их общину и, в более общем плане, в южные штаты этих янки или иммигрантов Недавние. Более шестидесяти лет спустя иллюзия формализованного или предписанного больше не существует, по крайней мере в социальных науках, где разница между тем, что система должна делать и что она делает, стала одной из форм более общий подход к организации.

Программно-целевые структуры в местных администрациях

В условиях проведения экономической и политической реформ линейно-функ­циональные организационные структуры управления в ряде случаев не отвечают требованиям, предъявляемым к управлению постоянно усложняющимися объ­ектами и целями муниципального управления. Для устранения этого несоответ­ствия линейно-функциональные структуры администраций могут дополняться структурами нового типа - программно-целевыми. Они создаются для решения конкретных целевых задач и могут быть постоянными либо временными. В ре­зультате такого дополнения образуются матричные организационные структуры муниципального управления.

Наше чувство состоит в том, что вопрос, поднятый Сельзником, находит более адекватный ответ при анализе различных уровней реальности, связанных с перераспределением земли, чем в простом контрасте между официальной и неформальной организацией. В подходе, гораздо более отмеченном психосоциологией и психоанализом, Эжен Энрикез разработал видение предприятия в «контурах». В видении, близком к феноменологам, он выделил шесть различных уровней, которые необходимо учитывать как в установлении диагноза, так и в разработке рекомендаций для действий.

При возникновении новой проблемы, требующей решения в течение опреде­ленного отрезка времени, составляется программа работ, выделяются необходи­мые для выполнения программы ресурсы и формируется временный коллектив работников. Сотрудники органа муниципального управления, вошедшие во вре­менный коллектив по выполнению целевой программы, находятся на время ее решения в двойном подчинении: административном подчинении своему линей­ному руководителю (вертикальная связь) и функциональном подчинении руко­водителю программы (горизонтальная связь).

В системе муниципального управления программно-целевые структуры реа­лизуются в виде комиссий, штабов, рабочих групп и т. п. Перечень таких подраз­делений периодически меняется. Одни ликвидируются, другие появляются вновь, многие существуют годами.

Комиссии создаются на определенный срок для решения какой-либо обост­рившейся проблемы. Цель их создания - найти выход из сложившейся управ­ленческой ситуации. В своей работе они используют методы ситуационного ана­лиза.

Создание рабочих групп внутри администрации связано с решением конкрет­ных управленческих задач и носит временный характер. Как правило, рабочие группы выполняют проектировочные задачи. Например, при реорганизации ор­гана власти эффективно создание особой группы для организационного проек­тирования структуры администрации, выработки новых технологий работы.

При формировании структур программно-целевого управления целесообраз­но разрабатывать карты (матрицы) распределения прав и ответственности меж­ду органами линейно-функциональной и программно-целевой структур. В них детально и наглядно фиксируются общие правила принятия решений, разделе­ние ответственности нескольких органов за разные аспекты одного результата, роль коллегиальных и консультативных органов в процессе принятия решений.

Необходимость реализации программно-целевых функций требует создания в структуре администрации отдельного стратегического, инновационного блока. Его деятельность должна быть направлена на выявление проблемных ситуаций и постановку проблем, перевод проблем в пакеты задач и передачу их в отрасле­вые и функциональные подразделения. Основные задачи стратегического блока заключаются в следующем.

1. Постоянный мониторинг существующего состояния, сложившихся норм и отношений в различных областях местной жизни: анализ ситуации, фик­сация рассогласований и конфликтов, организация исследований.

2. Разработка программ по предотвращению кризисных ситуаций, а также проектов по реорганизации и изменению ситуации в различных сферах жизни, обеспечивающих доведение ее основных параметров до уровня, соответствующего объективным представлениям о поселении. Это вклю­чает разработку технических заданий на программы и проекты, их ана­литическое и правовое обеспечение, экспертизу стратегических решений, представляемых на утверждение главе администрации, разработку пла­нов-графиков выполнения подпрограмм и проектов, их бюджетирование, разработку бизнес-планов и т. п., а также внутренний управленческий аудит.

Совершенствование организационных структур муниципального управления

Основные недостатки существующих линейно-функциональных структур муни­ципального управления связаны не только с их организационным построением, но и с самой сложившейся идеологией муниципального управления. Они сво­дятся к следующему.

1. Укоренившийся подход к муниципальному образованию и соответственно к управлению им как к производственной или социально-производствен­ной системе. Основной упор при этом делается на улучшение показателей работы самих структурных подразделений администрации (жилищно-ком­мунального, транспортного, здравоохранения и т. д.), а не на степень и каче­ство удовлетворения потребностей населения в той или иной муниципаль­ной услуге. Иными словами, критерием эффективности службы являются ее собственные показатели, а не конечный результат деятельности.

2. Нацеленность на решение текущих задач, связанных с жизнеобеспечени­ем муниципального образования, и отсутствие стратегического подхода к управлению. Многообразие текущих частных задач и целей муниципально­го управления неизбежно порождает противоречия между ними, обуслов­ленные прежде всего ограниченностью материальных и финансовых ресур­сов. Каждое структурное подразделение нацелено на решение своей задачи и добивается получения максимума ресурсов. В данном случае вся система управления часто работает неэффективно.

3.Нечеткость системы функциональных связей между отдельными структур­ными подразделениями, дублирование функций, неравномерная загружен­ность работников, отсутствие четких организационных процедур, с помощью которых подразделения взаимодействуют между собой. В результате основной объем работы ложится на плечи главы администрации, которому приходится решать множество координационных вопросов.

4. Смешение управленческих функций и непосредственной хозяйственной деятельности. Многие структурные подразделения администраций, являясь юридическими лицами, оказывают различные платные услуги и зарабаты­вают средства на свое существование, т. е. по сути занимаются коммерче­ской деятельностью. Этот бизнес является безрисковым, поскольку ведется на базе муниципальной собственности, за эффективным использованием которой должного надзора нет. По этой причине некоторые администрации из органов муниципального управления стали превращаться по типу дея­тельности в финансово-промышленные группы. В силу изложенного реорганизация структур муниципального управления представляет собой сложнейшую комплексную задачу.

Как и любая другая организация, местная администрация является социаль­ной системой. Социальная организация (в отличие от профессиональной) не ориентирована на развитие, ее главные критерии - стабильность и неизмен­ность. Всякие попытки изменить состояние социальной организации восприни­маются как угрозы существованию и по возможности отторгаются. Инновации вызывают в социальных системах определенное смещение равновесия и послед­ствия, которые не всегда можно предвидеть. Поэтому требуются специальные методы активизации инновационных процессов.

Кроме противоречий между традиционной и инновационной деятельностью, на практике еще более важны противоречия внутри самой инновационной дея­тельности - между радикальными и совершенствующими ее видами. Радикаль­но реорганизовать любую структуру изнутри невозможно, поскольку для этого необходимо, образно говоря, подняться над проблемой и посмотреть на нее «сверху».

Если говорить о собственно организационных структурах местных админист­раций, то основные направления их реорганизации могут быть следующими.

1. Разделение властных и хозяйственных функций, вывод за рамки админист­рации всех структур, занимающихся хозяйственной деятельностью и имею­щих в силу этого статус юридического лица, придание им формы муници­пальных учреждений. Федеральный закон 2003 года предусматривает, что органы местного самоуправления, наделяемые статусом юридического лица, являются муниципальными учреждениями, предназначенными для выполнения управленческих функций, и подлежат государственной регист­рации в качестве юридических лиц.

2. Создание в структуре администрации крупных организационно-админист­ративных блоков, руководители которых несут полную ответственность за реализацию муниципальной политики в соответствующих сферах, дости­жение ее конечных целей. Это могут быть блоки экономики и финансов, управления муниципальной недвижимостью, городского хозяйства, соци­альной политики, общественной безопасности и т. п. Эти вопросы частично затрагивались в предыдущих главах. Создание крупных блоков позволяет существенно снизить нагрузку на главу администрации по решению теку­щих вопросов, позволяет ему посвящать основную часть своего времени и сил проблемам стратегического управления.

3. Создание наряду с классическими линейно-функциональными организаци­онными структурами структур программно-целевого или программно-функционального типа, о чем было сказано выше.

Необходимость сочетания различных типов организационных структур и ме­тодов достижения целей предопределяет сложность задачи разработки и внед­рения эффективной системы муниципального управления, реорганизации ор­ганизационной структуры администрации. Требуется разработать модель и орга­низационный проект реорганизации, пакет нормативных предписаний для от­дельных структур и сфер их деятельности. Необходимо также (и это самое главное) убедить работников администрации в необходимости и целесообразно­сти реорганизации, некоторых специалистов - переучить. При этом реорганиза­ция структур муниципального управления должна разворачиваться одновремен­но по нескольким параллельным линиям:

♦ разработка модели и организационного проекта реорганизации;

♦ разработка нормативно-правовой базы деятельности органа местного само­управления;

♦ разработка пакета нормативных предписаний для различных областей му­ниципального деятельности;

♦ разработка положений об основных организационно-административных блоках;

♦ описание организационных процедур и функциональных связей всего про­странства взаимодействия различных структур управления, основных рабо­чих мест и подготовка должностных инструкций;

♦ переподготовка и повышение квалификации работников администрации;

♦ подготовка резерва кадров для муниципального управления.