Идеи и советы по ведению бизнеса, бизнес-идеи

Государственной власти как на федеральном. Государственная и муниципальная власть как уровни управления государством

  • 2. Основы теории конституционализма
  • 2.1. Понятие, сущность и функции конституции
  • 2.2. Предмет конституционного регулирования и структура конституций
  • 2.3. Основные черты и юридические свойства конституции
  • 2.4. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
  • Заключение
  • 3. Основы конституционного строя и его элементы
  • 3.1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ
  • 3.2. Конституционный строй и развитие общества и государства
  • Заключение
  • 4. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
  • 4.1. Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа
  • 4.2. Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации
  • Проведение публичных мероприятий.
  • 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 5.1. Концепция прав человека в конституционном законодательстве России
  • 5.2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности
  • Заключение
  • 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • Три поколения прав человека и гражданина
  • 6.2. Понятие и конституционные принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 6.3. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
  • 6.5. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина Система основных личных прав и свобод российских граждан
  • Система основных политических прав и свобод российских граждан
  • 6.6. Обязанности граждан Российской Федерации
  • 7. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 7.1. Конституционные гарантии прав и свобод
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
  • 7.3. Конституционное право граждан на самозащиту
  • Статьей 14 гпк Российской Федерации предусмотрена самозащита гражданских прав:
  • 7. 4. Конституционные гарантии правосудия
  • 7.5. Конституционные гарантии правосудия
  • Заключение
  • 8. Гражданство Российской Федерации
  • 8.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
  • 8. 2. Понятие гражданства Российской Федерации
  • 8.3. Принципы гражданства
  • 8.4. Основания, и порядок приобретения гражданства
  • Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке (Ст. 13).
  • Восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15).
  • На защиту интересов детей направлены, и положения За­кона на случай изменения родителями своего гражданства. Гражданство детей (ст. 9).
  • 8.5. Государственные органы по делам гражданства
  • 8.6. Прекращение гражданства Российской Федерации
  • Заключение
  • 9.Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • 9.1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 9.2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.
  • 9.4. Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
  • Заключение
  • 10. Основы федеративного устройства России
  • 10.2. Становление и развитие Российской Федерации
  • 10.3. Предметы ведения Российской Федерации
  • 10.4. Проблемы совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений
  • Заключение
  • 11. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
  • 11.2. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
  • 11.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • 12. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации
  • 12.1. Понятие и классификация органов государственной власти
  • 1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Конституционный статус Правительства рф.
  • 12.2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в рф
  • Заключение
  • 10 См. Сз рф. 1995. № 49. Ст.4868
  • 1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Федеральные органы, или органы государственной власти Российской Федерации, включают Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы исполнительной власти (федеральные министерства и ведомства) и суды Российской Федерации.

    В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами. Не всегда органы субъектов РФ образуют единую структуру с органами государственной власти Российской Федерации. Такая единая система предусмотрена Конституцией РФ для судебной и исполнительной влас­ти в определенных пределах и совершенно исключена для органов законодательной власти. Некоторые органы государственной власти (например, прокуратура) не могут быть разбиты на федеральные и органы субъектов РФ, поскольку эти органы строятся на основе строгой централизации.

    Внутри федеральных органов государственной власти можно выделить группу высших органов - Президент РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитраж­ный Суд РФ, поскольку в подчинении у них или просто в структуре взаимоотношений (у судов) есть и "нижестоящие" органы. Но существуют однопорядковые федеральные органы государственной власти, которые не образуют структуры, в которой существуют "низшие" звенья (например, Конституционный Суд РФ).

    В соответствии с Конституцией РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, а в пределах своего ведения и полномочий они обладают всей полнотой государственной власти. Эти органы государственной власти также включают глав администраций (пре­зидентов, глав государств, губернаторов), возглавляющих систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные органы судебной власти. Но на территории субъектов Федерации существует ряд территориальных органов федеральной государственной власти, подчиненных федеральной власти. Существуют также органы с некоторыми различиями в названиях. Но в основном система органов государственной власти субъектов Федерации, несмотря на ее известную хаотичность, по своей структуре и функциям равняется на федеральную модель.

    2. В Российской Федерации, на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы государственной власти делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Таким образом, каждый из органов этих трех ветвей власти может называться органом государственной власти. Такое деление органов государственной власти сформулировано в ст. 10 Конституции РФ в связи, с закреплением в ней принципа разделения властей.

    Органы законодательной власти включают: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов РФ. Законодательные органы одновременно являются представительными органами, т. е. представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы, имеющие в субъектах РФ самые различные названия, избираются гражданами РФ и обладают исключительным правом принятия законов - Федеральное Собрание для всей территорий страны, а органы законодательной власти субъектов РФ для своих территорий. Совет Федерации формируется на основе представительства от каждого субъекта РФ. Органы законодательной власти состоят из большого числа депутатов, которые образуют комитеты и комиссии, но они не являются органом законодательной (представительной) власти. Не являются также органами власти аппараты при органах государственной власти, выполняющие экспертную и подготовительную работу. Органы законодательной власти наделяются определенными полномочиями по контролю, участию в назначении должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов.

    Органы исполнительной власти наиболее многообразны. Они организуют исполнение законов и указов главы государства, издают большое количество организационно-распорядительных актов. К числу органов исполнительной власти следует отнести и Президента РФ, который при этом соединяет в своем лице функции и полномочия главы государства.

        В республиках президентского типа, к которым относится и Российская Федерация, эти органы в своей основной деятельности не подотчетны и не подконтрольны органам законодательной власти, хотя действуют в тесном сотрудничестве. В органах исполнительной власти практи­чески нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, главами администрации (президентами, губернаторами) субъектов РФ. Органы исполнительной власти обладают компетенцией, закрепленной в законе или указе Президента РФ.

    Органы исполнительной власти могут действовать на началах коллегиальности (например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации), и единоначалия (министерства). В силу такого различия статусов Правитель­ство РФ может принимать решения только на заседаниях с участием всех членов Правительства, а министр принимает решения и издает постановления самостоятельно, хотя наиболее важные постановления обычно обсуждаются на сове­щательном органе (коллегии) при министре.

    Органы исполнительной власти могут иметь различную подчиненность. Некоторые из них выходят прямо на Президента РФ (Министерство обороны, Федеральная служба безопасности, МВД и пр.), другие на Председателя Правительства РФ. Но все равно вся система органов исполнительной власти, включая Правительство РФ, действует под руководством Президента РФ, вследствие чего его можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти. Система органов исполнитель­ной власти более подробно изучается в курсе административно­го права.

    Органы судебной власти - к ним относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды (например, окружные арбитражные суды), суды в субъектах РФ и мировые судьи. Федеральный конститу­ционный закон о судебной системе Российской Федерации, предусмотренный Конституцией РФ (ч. 3 ст. 118), устанав­ливает, что суды в субъектах РФ создаются и действуют как часть единой судебной системы. Судебные органы осуществляют конституционное, уголовное, граждан­ское и административное судопроизводство.

    Конституционный статус органов государственной власти в РФ. Ключевой фигурой в системе органов государственной власти является Президент. Как полномочный глава государства он несколько возвышается над всеми государственными органами, что обусловлено задачами и функциями, возложенными на него Конституцией. В соответствии со ст. 80 Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Он также обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80). Президент определяет основные направления внешней и внутренней политики государства и представляет РФ внутри страны и в международных отношениях (ч. 4 ст. 80).

    В зависимости от направлений государственной деятельности полномочия Президента можно свести к следующим основным группам:

    Полномочия в области законодательной деятельности: право законодательной инициативы, подписание и обнародование федеральных законов, право отлагательного вето, право обращения к парламенту с ежегодным посланием об основных направлениях внутренней и внешней политики, право непосредственного апеллирования к народному мнению помимо парламента путем вынесения своих вопросов на референдум;

    Полномочия по координации деятельности других органов государства и разрешению споров между ними, использование согласительных процедур между Правительством и парламентом, палатами парламента, федеральными органами и органами власти субъектов РФ, право роспуска палаты парламента - Государственной Думы, право самостоятельного принятия решения об отставке Правительства РФ (ст. 83 Конституции РФ).

    Полномочия по формированию других органов государства. В соответствии с этими полномочиями Президент принимает участие в назначении на все ключевые должности в государственном аппарате (ст. 83).

    Как гарант Конституции России и суверенитета государства Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны, формирует и возглавляет Совет Безопасности, может вводить военное и чрезвычайное положение (ст. 87, 88 Конституции РФ).

    По вопросам своей компетенции Президент издает указы и распоряжения.

    Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91). Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску и т.д. Кроме того, определяя внутреннюю и внешнюю политику, воздействуя на парламент, Правительство и другие органы власти, он не несет никакой политической ответственности. Привлечение его к уголовной ответственности возможно только за совершение им государственной измены или иного тяжкого преступления. Единственным видом ответственности выступает отрешение Президента от должности, которое может быть осуществлено в соответствии с довольно сложной процедурой, предусмотренной ст. 93 Конституции РФ. Степень сложности этой процедуры определяет место, которое глава государства занимает в государственном аппарате, гарантирует от возможности отрешения его от должности по случайным мотивам, без тщательного и глубокого исследования всех обстоятельств.

    Конституционный статус Федерального Собрания. Президент РФ не обладает абсолютной, ничем не ограниченной властью. В нашей стране на основе принципа разделения властей действует Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган (ст. 94). Ему принадлежит вся полнота законодательной власти. Указы и распоряжения Президента, постановления Правительства и другие нормативные акты должны соответствовать федеральным законам, принимаемым ФС, и не противоречить им (ст. 90, 115).

    Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, которая формируется путем всеобщих, равных, прямых выборов 450 депутатов при тайном голосовании сроком на 4 года и работающих на профессиональной основе. Совет Федерации - представительный орган, выражающий интересы субъектов РФ, в него входят по два представителя от субъекта РФ один от законодательного органа соответствующего субъекта, другой - от исполнительной власти субъекта РФ.

    Каждая из палат наделяется своей компетенцией (ст. 102, 103). Вместе с тем в ходе законодательной деятельности, осуществляя свою основную функцию - принятие законов, палаты тесно взаимодействуют друг с другом.

    Кроме принятия законов, к совместной компетенции Государственной Думы и Совета Федерации относятся принятие государственного (федерального) бюджета, ратификация и денонсация международных договоров, досрочное отрешение от должности Президента РФ в соответствии со ст. 93 Конституции.

    Государственная Дума обладает контрольными полномочиями в отношении Правительства. Она вправе выразить недоверие Правительству, что может повлечь его отставку с согласия Президента или роспуск самой Государственной Думы в соответствии с решением Президента (ст. 117 Конституции РФ).

    Основы организации власти в РФ. Главнейшим признаком государства является его государственный суверенитет - верховенство и независимость государственной власти внутри страны и независимость государства от других государств. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Этот принцип закреплен в ст. 4 Конституции РФ. Верховенство государственной власти - это ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, что только государственная власть может издавать акты высшей юридической силы - законы. Независимость государственной власти означает, что никакие политические силы не вмешиваются в процесс принятия законов - актов высшей юридической силы, в исключительное право государственных органов действовать в пределах своей компетенции, в том числе применять легальное насилие (с помощью специальных органов - судов, полиции и др.). Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). Принцип разделения властей. В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. Конституция РФ фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10 Конституции РФ). Это означает, что ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти; должны быть правовые способы сдерживания и каждой власти двумя другими и противовесы. В Российской Федерации организация власти имеет вертикальную и горизонтальную структуры. По вертикали ее можно представить разделенной на три ветви: законодательную (представительную), исполнительную и судебную. По горизонтали - на три уровня: - федеральный уровень власти с федеральными органами государственной власти; - региональный уровень власти с органами государственной власти субъектов РФ (ее иногда неправильно называют местной властью); - местный уровень власти с органами местного самоуправления. Федеральный и региональный уровни власти относятся к государственной власти. Местный уровень власти не входит в государственную власть, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Система федеральных органов государственной власти РФ. Статья 11 Конституции РФ устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Перечень таких органов исчерпывающий, т.е. не допускается создание каких-либо других органов власти без пересмотра гл. 1 Конституции. Перечень органов в ст. 11 соответствует главам 4, 5, 6, 7 Конституции, в которых определяется порядок формирования и полномочия каждого из этих органов. Президент Российской Федерации - глава государства. Сопоставление ст. 10 и ст. 11 Конституции позволяет сделать вывод о том, что Конституция РФ не относит Президента РФ ни к одной из трех ветвей власти, но практически он включается в систему исполнительной власти. Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 года, а 12 июня 1991 года первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. В соответствии со ст. 81 Конституции РФ и Федеральным законом «О выборах Президента РФ» Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатами на этот пост в соответствии с Конституцией РФ могут быть граждане РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающие в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Имеются и иные условия к кандидатам, установленные законом. Президент РФ является главой государства. Он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе, представляет общие интересы всего народа и всей России. Президент как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. Он - вне интересов отдельных политических партий и других общественных объединений. Президент обладает неприкосновенностью, т.е. до отставки против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. В статус главы государства входит также право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над его резиденциями во время его пребывания в них, право на официальный текст Конституции, Президентский Знак. В ст. 80 Конституции установлены основные функции Президента РФ как главы государства, согласно которым он: 1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; 2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; 3) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 4) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации) является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ законодательная ветвь является «первой среди равных». Федеральное Собрание обладает независимостью от органов других ветвей власти: никто не вправе вмешиваться в законодательный процесс, оно само определяет свои потребности в расходах, которые фиксируются в государственном бюджете; обе палаты имеют вспомогательные аппараты и свои регламенты, сами определяют свою внутреннюю организацию и процедуру. Вместе с тем существуют ограничения, «сдержки» парламентской независимости. Так, законопроект, не принятый Федеральным Собранием, может быть принят на референдуме; при чрезвычайном и военном положении приостанавливается действие некоторых законов; Конституционный Суд РФ может объявить закон или его часть неконституционным и закон (или его часть) потеряет юридическую силу; Президент РФ в предусмотренных Конституцией случаях может распустить Государственную Думу РФ, воспользоваться правом отлагательного вето и т.д. Федеральное Собрание является представительным органом, т.е. выступает выразителем интересов воли всего многонационального народа. Народное представительство в нем обеспечивается демократической избирательной системой. В соответствии с законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» депутаты Государственной Думы избираются от политических партий в количестве 450 депутатов и представляют своих избирателей. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (т.е. имеющий гражданство РФ, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда). Имеются и иные условия для кандидатов в депутаты, установленные законом. Совет Федерации представляет субъекты РФ и формируется в соответствии со ст. 95 Конституции РФ и законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» - по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Кандидатом для избрания (назначения) в Совет Федерации может быть также депутат представительного органа муниципального образования. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты и члены Совета Федерации работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Статусные черты российских парламентариев более подробно закреплены в федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Правительство Российской Федерации. В соответствии со ст. 110 Конституции РФ и федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» исполнительную власть Российской Федерации, главной функцией которой является исполнение законов, осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции РФ). Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы РФ. Если Государственная Дума трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры, Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ст. 111 Конституции РФ). После назначения Председатель Правительства представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и предлагает кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров (ст. 112 Конституции РФ). На основании этих предложений Президент издает Указ РФ о структуре федеральных органов исполнительной власти. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» закрепляется система из трёх видов федеральных органов исполнительной власти: - федеральное министерство (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности); - федеральная служба (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, общественной безопасности, борьбы с преступностью); - федеральное агентство (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в определенной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции). При этом федеральные министерства имеют в своём ведении федеральные службы и федеральные агентства, координируют и осуществляют контроль их деятельности. В Указе Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» устанавливается структура федеральных органов исполнительной власти в РФ. «Силовые» органы - Министерство внутренних дел, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство юстиции, некоторые службы (в том числе, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки), некоторые агентства (например, Управление делами Президента РФ) подчиняются непосредственно Президенту РФ. Всеми остальными федеральными органами исполнительной власти руководит Правительство РФ. На территориях субъектов функционируют и территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 78 Конституции РФ), которые органам государственной власти субъектов РФ не подчиняются. Ч. 2 ст. 77 Конституции РФ содержит положение о том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 78 Конституции РФ). Органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий (ч. 3 ст. 78 Конституции РФ). Для обеспечения деятельности Правительства РФ создан Аппарат Правительства РФ. Во всех случаях судьба Правительства в России решается Президентом РФ: он без обязательных согласований с кем-либо может отправить его в отставку; если оно само подает в отставку, он может ее не принять; если Дума выражает недоверие Правительству - последнее слово за Президентом РФ. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ либо отправляет в отставку Правительство, либо распускает Государственную Думу. Судебная власть в Российской Федерации. Судебная власть в Конституции РФ признается разновидностью государственной власти, ее органы самостоятельны. Это проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону, а также в их несменяемости и неприкосновенности. Суды применяют законы и другие нормативные правовые акты. В случае признания актов неконституционными, противоречащими закону, они не применяются. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к сфере исполнительной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года «О судебной системе РФ» в настоящее время судебная система состоит из судов: 1) конституционная юстиция: Конституционный Суд Российской Федерации - федеральный суд, судебный орган конституционного контроля, и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые не составляют единой системы; 2) суды общей юрисдикции: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам из административных правонарушений. Мировые судьи относятся к судьям общей юрисдикции субъектов РФ; 3) арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ. В этой ветви все суды - федеральные. Они занимаются рассмотрением экономических споров; 4) Дисциплинарное судебное присутствие - судебный орган, рассматривающий дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, а также дела по обращениям об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. В Конституции РФ установлен запрет на создание чрезвычайных судов (ст. 118). Разрешением гражданских споров занимаются третейские суды, административные комиссии, комиссии по трудовым спорам и другие квазисудебные органы. Но их деятельность не относится к правосудию, так как она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил. Судебная власть осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовнопроцессуальным кодексом РФ.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Какие основные принципы положены в основу организации государственной власти в РФ? Охарактеризуйте их. 2. Каковы основные элементы конституционно-правового статуса Президента РФ, его функции? 3. Каковы основные черты статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ? 4. Охарактеризуйте Правительство РФ как высший орган федеральной исполнительной власти. 5. Охарактеризуйте процесс формирования Правительства РФ и его состав. 6. Какова система и структура федеральных органов исполнительной власти в РФ? 7. Охарактеризуйте основные конституционные принципы судебной власти в Российской Федерации. 8. Охарактеризуйте судебную систему Российской Федерации.

    ТЕСТЫ К БЛОКУ I

    1. Только к правовой норме относится признак а) она обеспечивается силой государственного принуждения б) она имеет всеобщий характер в) она обеспечивается силой общественного мнения 2. Источником права в РФ является а) правовой обычай б) судебный прецедент в) Библия г) протест прокурора 3. Наибольшей юридической силой обладает нормативный правовой акт а) федеральный закон б) инструкция МВД в) указ Президента РФ 4. Способность иметь права и нести обязанности называется а) презумпцией б) правоспособностью в) деликтоспособностью 5. Юридической является ответственность а) моральная б) политическая в) административная г) общественная 6. Смерть человека как юридический факт является а) событием б) деянием 7. Состав правонарушения а) объект, субъект, содержание б) объект, субъективная сторона, объективная сторона в) субъективная сторона, объективная сторона, объект, субъект 8. Правопорядок является результатом а) правового государства б) законности в) гражданского общества г) деятельности правоохранительных органов 9. Конституция РФ - это а) документ, принимаемый специально уполномоченным на то правотворческим органом государства и устанавливающий новые нормы права, либо изменяющий или отменяющий старые нормы б) акт, принимаемый в особом порядке высшим органом законодательной власти и обладающий высшей юридической силой в) акт, принимаемый народом или от имени народа; его установления носят учредительный, первичный характер; он регулирует базисные отношения во всех сферах общества; имеет особые юридические свойства 10. Пересмотр Конституции РФ осуществляет а) Федеральное Собрание РФ б) Президент РФ в) Конституционное Собрание г) группа депутатов, численностью не менее 1/5 депутатов Государственной Думы РФ 11. Поправки в Конституцию РФ а) не вносятся б) вносятся во все главы в) вносятся не во все главы 12. Конституции республик, входящих в состав РФ, и Уставы других субъектов РФ по юридической силе а) равны б) Конституции республик выше по юридической силе Уставов других субъектов РФ в) Уставы субъектов выше по юридической силе Конституций республик, входящих в состав РФ 13. Президент РФ не может избираться а) более чем на 10 лет б) более чем на 8 лет в) более чем на два срока г) более чем на два срока подряд 14. Председатель Правительства РФ а) назначается Президентом РФ б) избирается гражданами на выборах в) избирается тайным голосованием членами Правительства РФ г) назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы д) назначается Президентом РФ с согласия Совета Федерации 15. Депутатом Государственной Думы можно стать а) с 21 года б) с 25 лет в) с 30 лет г) с 35 лет 16. Членом Совета Федерации можно стать а) с 21 года б) с 25 лет в) с 30 лет г) с 35 лет

    Управление государством как сложная социально-экономическая система не может существовать без децентрализации управленческих функций, т. е. распределения их по уровням управления. За каждым уровнем закрепляются свой круг решаемых вопросов и полномочия для их выполнения, выделяются необходимые для этого материальные , финансовые и другие ресурсы, устанавливается ответственность за принимаемые решения. При этом нижний уровень управления может либо действовать по заданному сверху алгоритму, либо обладать определенной свободой, самостоятельностью в решении закрепленных за ним задач и наделяться необходимыми для этого властными полномочиями. В последнем случае имеет место деконцентрация власти, появляются элементы самоуправления.

    Государство как особо сложная социально-экономическая система всегда имеет несколько уровней управления и соответственно несколько уровней публичной власти. При этом соотношение между элементами управления и самоуправления в разных государствах и в разные периоды времени может быть различным.

    Местное самоуправление ¾ это главный враг тирании; когда государство начинает склоняться к тирании, то начинает бороться именно с местным самоуправлением. 1

    В тоталитарном государстве подбор руководителей всех уровней (даже при наличии формальной выборности, как это было в СССР), наделение их полномочиями и распределение ресурсов осуществляется сверху вниз, а ответственность ¾ снизу вверх. Местная власть в этом случае представляет собой лишь нижний уровень государственной власти (местное государственное управление). В демократическом же обществе источником власти признается народ, устанавливается ответственность органов власти перед народом и контроль общества над властью, власть является выборной, причем на альтернативной основе, разграничение полномочий и ресурсов по уровням власти регулируется законами, а местная власть функционирует на основе принципов самоуправления. 2

    Эффективность деятельности местного самоуправления в значительной мере определяется политикой государства по отношению к нему, системой взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления . В нашей стране государство определяет общие направления своей политики по отношению к местному самоуправлению, обязательные как для федеральных органов, так и для субъектов Федерации. 3

    Каждое государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей. В России накоплен большой опыт в данной сфере. Начиная с XVII в. создаются и действуют различные местные органы и представители центра на местах, но лишь с середины XIX в. формируются звенья местного самоуправления на основе представительства различных слоев населения и самостоятельности в ведении местных дел.

    Как отмечалось выше, в Советском государстве с первых лет его существования создается единая система Советов ¾ сверху донизу. Ее низовые звенья выполняли функции местных органов государственной власти и местных органов государственного управления. Такое построение способствовало быстроте и согласованности действий всех звеньев, но существенно ограничивало самостоятельность местных органов. На протяжении несколько десятилетий неизменным оставался лозунг о «повышении роли Советов», что отражало их устойчивую зависимость от центра и партийных органов. И все же идеи местного самоуправления не были полностью чужды доктрине и практике тех лет. Эти идеи высказывались и обосновывались в ряде научных трудов. Рождались и даже широко распространялись на местах интересные формы самоуправления.

    Тем не менее официальное и публичное признание местного самоуправления как института народовластия, независимого от государственной власти и отражающего процесс демократизации в гражданском обществе , произошло совсем недавно. Постановлением Верховного Совета СССР от 9 апреля 1990 г. № 1418-I был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», за ним последовал Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР»; наконец, в 1993 г. принципиальные положения о местном самоуправлении были закреплены в Конституции Российской Федерации.

    Согласно Основному закону нашей страны, местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения , владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом предполагается невмешательство государства: властные структуры не вправе давать указания и предписания по решению вопросов, входящих в компетенцию местного самоуправления, т. е. органы местного самоуправления беспрепятственно реализуют свое функциональное назначение в границах своей территории. Функциональная роль местного самоуправления определяется специфическим содержанием вопросов местного значения, которому оно, собственно, и обязано своим возникновением и существованием. Поэтому вмешательство органов местного самоуправления в сферу полномочий государственных органов недопустимо. Вместе с тем не исключается возможность совместного ведения тех или иных вопросов государственными структурами и местным самоуправлением. Такая совместная деятельность должна быть основана на координационных взаимосвязях указанных сторон и разграничении принимаемых ими на себя обязательств.

    Конституция Российской Федерации разграничивает предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и предметы ведения субъектов Российской Федерации. В статьях 71 и 72 Конституции приведен исчерпывающий перечень, соответственно, предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения. Статья 73 провозглашает, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

    Согласно статье 72 Конституции, установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Порядок разграничения полномочий по предметам совместного ведения установлен статьей 76 Конституции Российской Федерации и состоит в том, что по этим вопросам издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

    Таким образом, предметы ведения и полномочия местного самоуправления устанавливаются федеральным законом и могут конкретизироваться законами субъектов Российской Федерации. 4