Идеи и советы по ведению бизнеса, бизнес-идеи

Инвестиции малых предприятий как важнейший фактор развития современной экономики региона. Инвестиции в малый бизнес

Власов А.В.

Для развития венчурной индустрии необходимо наличие многих экономических предпосылок, но, по крайней мере, три из них абсолютно необходимы:

  • средства, чтобы их инвестировать (venture capital);
  • компании, привлекательные для инвестирования (deal flow);
  • ликвидность инвестиций (exit).

I. Венчурный капитал

В настоящее время в России действует 20 венчурных фондов, у которых под управлением находится около 2 млрд. долларов США. Примерно 25% от этой суммы инвестировано, 1.5 млрд. долларов должны быть инвестированы в ближайшее время. Внешне ситуация выглядит вполне достойно, однако если ее проанализировать глубже, то она представляется уже не такой благополучной.

В течение последних нескольких лет в России не было образовано ни одного нового венчурного фонда; более того, все организационные изменения, которые претерпевали управляющие компании, не привели к увеличению капиталов под их управлением.

Если в странах с развитой венчурной индустрией около 50% венчурного капитала имеет национальное происхождение, а в тех западных странах, где венчурное инвестирование стало развиваться недавно, национальный капитал значительно превалирует, то в России в венчурной индустрии национального капитала просто нет, что существенно тормозит ее развитие.

Если проанализировать, кто инвестирует в венчурные фонды Европы и России, то мы увидим, что это совершенно разные инвесторы:

В России реально существуют два основных инвестора – ЕБРР и Правительство США. В странах ЕС более 50% инвестиций в венчурные фонды поступает из банков и пенсионных фондов; далее идут страховые компании, крупные компании, частные лица и государственные органы.

В России же пенсионным фондам юридически разрешено инвестировать только в:

  • недвижимость;
  • банковские депозиты;
  • акции квотируемых предприятий;
  • государственные ценные бумаги.

Венчурные фонды не входят в этот перечень.

В связи с исчезновением или сокращением многих финансовых рынков, страховые компании и банки испытывают в последнее время давление свободных денежных средств, но относятся к прямым инвестициям через венчурные фонды с большой осторожностью, так как венчурное инвестирование в России еще не получило широкой известности и практики, а механизмы его реализации юридически не разработаны. Таким образом, меры государственной поддержки венчурного инвестирования должны быть направлены на совершенствование законодательной базы, которая бы позволила широкому кругу российских инвесторов осуществлять прямые инвестиции и определяла механизм его реализации. Другая группа мер должна стимулировать (в т.ч. и путем налоговых льгот) прямые инвестиции в отрасли, в развитии которых заинтересовано Правительство РФ.

II. Малые и средние предприятия (МСП)

Развитие малых и средних предприятий играет огромную роль в становлении венчурной индустрии в любой стране. Венчурные капиталисты ратуют за стимулирование малого предприниматеьства не потому, что находятся под сильным впечатлением от работы

2-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий, и не потому, что предпочитают “ларьково-челночный бизнес” Кировскому заводу или “Светлане”, а потому, что этот тип бизнеса ориентирован на достижение максимального результата, инициативен, у него есть чувство рынка. Если роль малого предпринимательства понимается Правительством правильно и ему предоставлены мало-мальски сносные условия существования, то потенциал развития малых компаний очень велик и в относительно короткие сроки эти компании могут стать крупными. Венчурные капиталисты ратуют за создание благоприятных условий малому бизнесу потому, что именно этот тип бизнеса может увеличивать свои обороты в десятки и сотни раз, значительно эффективнее использует достижения научно-технического прогресса, агрессивен в своей экспортной политике. Кроме того, на совершенствование своих изделий и технологий (т.е. НИОКР) малые компании тратят примерно в 6 раз больше, чем крупные предприятия, относительно своего оборота.

Для венчурного инвестора все вместе это означает, что именно малые и средние предприятия являются идеальными объектами инвестирования, т.к. рост стоимости этих компаний, а, значит, и заработки инвесторов адекватны тому риску, который инвестор на себя принимает.

С другой стороны, государство от успешного развития малого бизнеса получает стабильно высокий уровень занятости, стабильные налоговые поступления, выравнивание уровня жизни различных слоев населения. Последнее особенно важно для России, где неравенство в доходах различных социальных слоев уже достигло показателей наименее благополучных стран Латинской Америки.

Кроме того, стабильное развитие малого бизнеса привлечет к этой сфере зарубежного и российского инвестора, который уже сейчас предпочитает в России прямые инвестиции всем другим. В России уровень развития МСП значительно ниже, чем в США, Японии и Европе.

Количество МСП (тыс.)

Количество МСП на 1000 жителей

Занято в МСП (млн.чел.)

Доля МСП в объеме численности занятых, %

Ресурсный Центр малого предпринимательства, 1998.

Более того, в последние годы наблюдается ухудшение положения в малом предпринимательстве.

Состояние малого бизнеса в России

Число МПС

Занятость (тыс. чел.)

Среднестатистическая численность на одно МСП

Росстатагентство, 1998.

Эти цифры говорят прежде всего о том, что снижается средняя численность работающих на одном предприятии, вместо динамичного развития компании наблюдается их стагнация. Второе возможное объяснение – уход малого бизнеса в теневую экономику.

Это подтверждается данными Российского Независимого Института социальных и национальных проблем в малых предприятиях России:

До 50% МСП не имеют государственной регистрации. Т.е. по существующей системе налогообложения малые предприятия не доплачивают в бюджет 60-70% от сумм, которые они должны платить.

В чем причина такого положения малого бизнеса, от которого страдает занятость, бюджет, уровень прикладных разработок и внедрения?

Даже теми небольшими льготами, которые предоставлены государством МСП, многие из них не могут воспользоваться из-за различия в формальных определениях МСП, которые существуют в странах ЕС и России. Отличаются даже принципы, заложенные в эти определения. Если в странах ЕС для отнесения компании к числу малых и средних необходимо удовлетворять 4 параметрам:

  • занятость (обычно до 250 – 500 человек);
  • оборот до 75 млн. Евро;
  • основные фонды не превышают 40 млн. Евро;
  • в собственности крупного предприятия (КП) не более 33% капитала МП;

то в России таких требований только два:

  • занятость (максимум от 30 до 100 чел. в зависимости от направления деятельности, включая совместителей);
  • структура акционерного капитала (более 25% совокупного акционерного капитала не должно принадлежать КП).

Вторая составляющая определения приводит к негативным последствиям – малые предприятия после получения инвестиций не могут рассматриваться моментально как малые.

Кроме того, имеющиеся ограничения по числу сотрудников в определении малых предприятий заставляют руководителей компаний либо усложнять структуру предприятия, деля его на несколько компаний, либо извращать официальную отчетность. И то, и другое не способствует получению инвестиций.

Излишнее бюрократическое давление ощущает на себе весь российский бизнес. Однако, если Газпром или “Лукойл” его выдерживают, то малое предприятие просто погибает под напором 32 организаций, которые на основании своих внутриведомственных инструкций могут закрыть любое из них.

Если предприятие проверяется одним из контролирующих органов раз в три года, уже это означает, что компанию проверяют ежемесячно. Частые проверки не столько улучшают положение вещей, сколько являются дополнительным источником дохода для бюрократии разных уровней и ведомств.

Зарегистрировать предприятие тоже проблема, особенно, если в нем есть иностранные инвестиции. В странах ЕС это занимает дни, у нас – месяцы. При этом срок регистрации зависит не от российского законодательства, а только от произвола чиновников и, в основном, на местах.

Сроки регистрации компаний

Налогообложение – ключевой вопрос регулирования предпринимательской активности общества государством. В конце 20-х годов Советское Правительство побороло НЭП очень просто и почти одними экономическими методами – налоги были увеличены до 34% от дохода. Зарубежный опыт показывает, что налог, составляющий 40% от дохода компании тормозит развитие бизнеса. Также общеизвестно, что налоговые ставки в 50% и выше приводят к “эффекту Лаффера” – резкому сокращению налоговых поступлений в бюджет. Поэтому налоговых ставок, превышающих 30%, нигде в мире нет.

У нас законопослушные предприниматели платят более 60%.

Меня, к сожалению, не удивляет, что из всех наших инвестиций, несмотря на то, что компаниями руководят очень порядочные люди, только в одной, медицинской, которая освобождена от многих налогов и у которой совокупный налог с оборота не превышает 30%, официальная отчетность совпадает с отчетностью, которую ведут менеджеры для себя. Еще один аспект негативного вмешательства государства в дела компаний – это ряд положений Постановления Правительства РФ от 5.08.92 г. № 552 “Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении”.

Три основополагающих вида затрат компании, которые в итоге приводят к улучшению продукции и способствуют широкому внедрению на рынке:

  • НИОКР;
  • закупка нового оборудования;
  • расходы по продвижению товара на рынок

не могут быть отнесены на себестоимость продукции.

Более того, до сих пор действует положение “О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР” от 22.10.90 г., в соответствии с которым персональный компьютер, например, может быть полностью амортизирован за 8 (!) лет.

Неравные условия конкуренции

Венчурные инвесторы, как я уже неоднократно подчеркивал, преимущественно инвестируют в молодые, быстрорастущие малые и средние компании. При этом каждое инвестирование сопряжено с получением разрешения от Антимонопольного комитета, что вызывает недоумение, т.к. приобретение акций компании даже с оборотом 10-15 млн. долларов США никоим образом не ограничивает конкуренцию в отрасли и не может создать предпосылки для монополизации какого-либо сегмента российской экономики.

С другой стороны Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства вопиюще халатно относится к серьезнейшим нарушениям равных условий конкуренции – основного правила развития рынка.

Прежде всего, это невыполнение закона о банкротстве – вместо закрытия неэффективно действующих предприятий и оказания содействия молодым и работоспособным структурам, крупным “советским” предприятиям постоянно оказывается скрытая в виде налоговых послаблений и снижения цен на энергоносители или явная в виде финансовых вливаний помощь. Это очевидно приводит к тому, что потенциально эффективные производства, которые исправно пополняют бюджет и за все платят по рыночным ценам, не могут не только развиваться, но иногда погибают, т.к. они не в состоянии конкурировать с предприятиями, которые не платят налоги, имеют ценовые льготы и значительно устойчивее к бюрократическому прессу.

Другая сторона этой проблемы – государственные заказы, доступ к которым фактически закрыт для МСП. Тендеры по госзаказам проводятся недобросовестно: либо информация о них недоступна, либо результаты тендера заранее предопределены.

Отсутствие равных условий конкуренции – еще один внешний тормоз для развития венчурной индустрии в России. Более того. Россия могла бы увеличить производительность труда более, чем в 3 раза только за счет устранения неравных условий конкуренции.

Выводы

  1. Должно быть изменено формальное определение малого предприятия в РФ, государственные органы должны оказывать поддержку не только и не столько микрокомпаниям, а тем предприятиям, которые продемонстрировали потенциал роста, могут обеспечить дополнительную занятость, внедрение результатов НИОКР и увеличить налоговые поступления в бюджет.
  2. Меры государственной поддержки должны содержать действия, направленные на:
    • ограничение бюрократического вмешательства в работу компаний (в т.ч. и в учетную политику);
    • снижение налогового бремени; фискальная политика должна быть ориентирована на стимулирование и развитие бизнеса;
    • предоставление равных прав с крупными предприятиями в борьбе за государственные заказы (в т.ч. и в области НИОКР);
    • принципиальное ограничение государственных дотаций предприятиям, которые не в состоянии приспособиться к требованиям рыночных условий.

III. Ликвидность инвестиций

Любое дело должно иметь начало, продолжение и быть завершено. Для венчурной индустрии завершение дела – это реализация инвестиции, т.е. продажа акций, принадлежащих фонду, последующему инвестору.

В связи с этим мне хотелось бы остановиться на проекте, который реализуется в Санкт-Петербурге “Рынок роста Санкт-Петербург”. Его суть в создании нового сегмента на Санкт-Петербургской валютной бирже для акций быстрорастущих и инновационных компаний. В случае его успешной реализации будет создана модель рынка с повышенной прозрачностью и ликвидностью, повышенными требованиями к предпринимателям по раскрытию информации, что позволит дополнительно привлекать российских и зарубежных инвесторов.

Поэтому я призываю Правительство РФ обратить внимание на этот проект и всячески его поддержать.

В заключение мне хотелось бы подчеркнуть одну мысль – не удастся привлечь инвестиции в бизнес, если для его развития не созданы условия. Главное – это не предоставление льгот венчурным или другим инвесторам, главное – улучшение условий функционирования самого бизнеса.

Однако, несмотря на исключительное внимание исследователей к этой экономической категории, научная мысль до сих пор не выработала универсальное определение инвестиций. В отечественной экономической литературе долгое время бытовало мнение, что термином, адекватным понятию «инвестиции», является понятие «капитальные вложения», то есть совокупность затрат ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов народного хозяйства. Но основные фонды не могут нормально функционировать в отрыве от оборотных средств и человеческого капитала, сами по себе они не дают ни продукции, ни накоплений. На практике в качестве объектов вложений могут выступать практически любые активы предприятия: основные производственные фонды, фонды непроизводственной сферы, финансовые активы, нематериальные активы и т.д. Многие исследователи признают вложения в материальные запасы адекватными инвестициям в основные средства. Таким образом, можно признать обоснованной точку зрения авторов, которые в качестве объектов инвестиций рассматривают факторы производства.

Целью инвестиций является не только получение прибыли (а для некоммерческих организаций – достижение уставных целей), но также и достижение полезного эффекта, под которым можно понимать сохранение достигнутого уровня рентабельности, снижение убытков, расширение круга потребителей производимой продукции, расширение имеющихся и завоевание новых сегментов рынка сбыта и т.п.

Инвестиции – это необходимое условие расширенного воспроизводства, высшая форма самоорганизации воспроизводственного процесса. Они имеют место в том случае, когда у предприятия остался излишек для финансирования развития предприятия после того, как выделены ресурсы для финансирования всех направлений текущего функционирования предприятия. Полноценное развитие возможно лишь тогда, когда все основные проблемы и противоречия текущего функционирования предприятия разрешены. Следовательно, формирование средств и механизмов эффективного решения текущих проблем функционирования предприятий является важнейшим условием эффективного управления инвестициями.

С точки зрения эффективности инвестиции можно разделить на две группы:

Пассивные инвестиции – в лучшем случае не ухудшают показатели рентабельности операций данной фирмы (то есть прибыльность этих инвестиций не превышает рентабельность предприятия);

Активные инвестиции – повышают конкурентоспособность фирмы и её рентабельность по сравнению с ранее достигнутым уровнем.

Классификация инвестиций по признаку направленности позволяет углубить понимание проблем управления инвестиционными процессами. В этом случае мы можем выделить:

Начальные инвестиции (нетто-инвестиции), осуществляемые при основании фирмы или приобретении активов;

Инвестиции на увеличение объёмов производства (экстенсивные инвестиции);

Реинвестиции, связывающие вновь свободные инвестиционные средства через направление их на покупку и изготовление новых средств производства с воспроизводственной целью; к этому виду инвестиций относят: инвестиции на замену оборудования, на модернизацию технологий, диверсификацию производства и сбыта, на перспективное развитие (наука, кадры, охрана окружающей среды). Нетто-инвестиции и реинвестиции в совокупности составляют брутто-инвестиции.

Малое предприятие – это самостоятельная организация, в которой функции собственника, предпринимателя и менеджера выполняются одним лицом (или небольшой группой лиц), в результате чего такая капитал такой организации одновременно является весьма гибким и находится под жёстким контролем. Мы считаем необходимым выделить следующие атрибутивные свойства сущности малого предпринимательства:

Малое предпринимательство – это наиболее адекватная рынку форма предпринимательства;

Малое предпринимательство – это наиболее приспособленная к инновациям форма предпринимательства;

Малое предпринимательство способно выполнять функцию апробирования инноваций для крупных предприятий;

Малые предприятия выполняют функции коммутантов и являются необходимой частью экономической системы страны, причём их значение растёт в условиях кризиса;

Развитие малое предпринимательство – одна из важнейших основ гражданского общества.

Применив приведённые выше классификации, мы можем увидеть, что инвестиции малых предприятий имеют чётко выраженную инновационную направленность, что согласуется с данным нами определением сущности малого предпринимательства. Действительно, если малое предпринимательство предполагает активную инновационную деятельность, то большая часть осуществляемых инвестиций будет связана не с восстановлением потенциала имеющихся факторов производства, а с его усилением, либо созданием новых комбинаций факторов. Это особенно важно с учётом того факта, что деятельность малых предприятий сильно зависит от фазы жизненного цикла выпускаемого товара. Осуществляемые инвестиции должны обеспечить возможности расширенного воспроизводства на стадии роста, но наиболее важной на наш взгляд является проведение инвестиций на этапе спада, когда один товар должен быть заменён другим, новым. Недоступность инвестиций в эти моменты с большой вероятностью приведёт к банкротству самого малого предприятия.

В настоящее время наблюдается рост инвестиций малого предпринимательства, как в абсолютном выражении, так и в процентах от общей величины инвестиций всех предприятий. Данная тенденция характерна как для России, так и для других стран. При этом инвестиции малых предприятий и вложения малых предприятий в НИОКР занимают значительную долю от их общего количества.

С учётом всего вышеизложенного можно привести следующую трактовку: инвестиции малого предпринимательства – эффективное средство размещения капитала, создающее возможность для качественных инновационных изменений, оптимизации соотношения между доходностью рисками и ликвидностью, наилучшее из альтернативно возможных способов использования капитала, обеспечивающее преодоление внутренних ограничений развития малых предприятий, эффективную адаптацию малых предприятий к условиям конкурентной среды и наилучшую реализацию сочетания функций труда, собственности и управления.

В таблице 1 приведены данные о величине инвестиций предприятий Липецкой области за последние три года. Как мы видим, на общем фоне величина инвестиций малых предприятий не кажется значительной. Исключение составляют инвестиции в жилища. Величина этого показателя для малых предприятий приблизительно в два раза выше, чем для средних и крупных. На наш взгляд, это объясняется тем, что на рынке строительно-монтажных работ Липецкой области преобладают малые предприятия. Также в 2007 и 2008 годах величина инвестиций в для малых и крупный предприятий приблизительно одинакова, что также объясняется значительной долей малых предприятий (в данном случае крестьянских (фермерских) хозяйств) среди производителей сельскохозяйственной продукции. По остальным показателям, особенно по показателю инвестиций в машины, оборудование, транспорт, инструмент и инвентарь, малые предприятия сильно отстают от крупных.

Таблица1. Инвестиции предприятий Липецкой области, млн. руб.

Объект инвестиций

крупн и средн

крупн и средн

крупн и средн

рабочий, продуктивный и племенной скот

Как мы видим из таблицы 2, темпы роста инвестиций малых предприятий в 2007 и 2008 году были ниже, чем у крупных и средних предприятий. При этом в 2007 году объёмы инвестиций малых предприятий в общем снизились и составили всего лишь около 90% от величины предыдущего года. В 2008 году наблюдался рост, но темпы прироста инвестиций малых предприятий более, чем в два раза ниже темпов прироста инвестиций на крупных и средних предприятиях. Особенно негативным, на наш взгляд является резкое снижение активной части производственных инвестиций (то есть инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства, инструмент и инвентарь). Следовательно, возникает острая необходимость государственной поддержки инвестиционных процессов на малых предприятиях с целью снятия ограничений их развития и ускорения темпов роста.

Таблица 2. Темпы роста инвестиций

малых предприятий Липецкой области, %

Объект инвестиций

крупн и средн

крупн и средн

здания (кроме жилых) и сооружения

машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь

рабочий, продуктивный и племенной скот

При анализе структуры инвестиций предприятий Липецкой области, мы видим, что основная их доля для малых предприятий приходится на инвестиции в жилища, что, несомненно, было обусловлено привлекательностью рынка жилья в исследуемый период, а также преобладанием малых предприятий в этой отрасли. Необходимо отметить, к сожалению, что такие инвестиции не носят производственного характера, и не предполагают своим результатом совершенствование дальнейшей работы самого малого предприятия. Следовательно, для субъектов малого бизнеса такие инвестиции наименее полезны и имеют относительно меньшую ценность, чем любые другие. В 2006 и 2007 годах активная часть производственных инвестиций занимает относительно весомую долю в общей величине инвестиций малых предприятий: около трети в 2006 году и приблизительно 20% в 2007. Однако доля таких инвестиций в 2008 году чуть более 5%, что является негативным фактором и может быть частично объяснено воздействием экономического кризиса.

Таблица 3. Структура инвестиций предприятий Липецкой области.

Объект инвестиций

крупн и средн

крупн и средн

здания (кроме жилых) и сооружения

машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь

рабочий, продуктивный и племенной скот

Исходя из данных, приведённых в таблицах, мы можем сделать вывод о том, что на малых предприятиях Липецкой области инвестиции не выполняют в полном объёме те функции, которые должны быть им присущи. Однако, ситуация несколько меняется, если рассматривать структуру производственных инвестиций предприятий Липецкой области.

Таблица 4. Структура производственных инвестиций Липецкой области.

Объект инвестиций

крупн и средн

здания (кроме жилых) и сооружения

машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь

рабочий, продуктивный и племенной скот

По результатам анализа структуры производственных инвестиций, проведённого в таблице 4, мы можем видеть, что для малых предприятий характерна большая доля вложений в активную часть основных фондов. При этом вложения в здания (кроме жилых, т.е. в офисные, складские помещения, торговые залы и проч.) и сооружения для малых предприятий в 2006 и 2007 годах были меньше, чем для крупных (в 2006 году – почти в два раза). Коренным образом ситуация меняется в 2008 году, что может быть объяснено влиянием экономического кризиса. Вложения в активную часть основных фондов обычно занимают меньший период времени, поэтому ухудшение экономической ситуации воздействует на них сильнее. Инвестиции в здания и сооружения – это длительный процесс (особенно при возведении их собственными силами), даже при ухудшении финансового положения предприятия, строительство таких объектов обычно не прекращается.

Эффективное управление инвестициями той или иной группы предприятий определяет масштабы, сферы, характер их деятельности, роль и влияние в экономике. Следовательно, эффективно управлять процессом формирования тех или иных бизнес-структур, процессом формирования соотношения между крупным, средним и малым бизнесом можно только на основе управления инвестициями. Таким образом, возникает необходимость разработки инвестиционной политики.

Поскольку предприятия в условиях рынка сами принимают решения о финансировании инвестиций, то влиять на процесс их развития извне, можно, в первую очередь, путем создания предпосылок для преодоления внутренних противоречий и ограничений, а, во-вторых, путем содействия формированию такой внешней среды предприятий, которая способствует снятию вышеназванных ограничений и расширению возможностей для развития. Воздействие такого рода можно назвать внутренним стимулированием инвестиций. Прямая финансовая поддержка инвестиций предприятий государством должна выступать как надстройка над экономической политикой, направленной на внутреннее стимулирование инвестиций. Прямое, иначе, внешнее стимулирование инвестиций предприятий оправдано лишь в той мере, в какой оно призвано компенсировать незавершенность, незрелость внутреннего саморазвития предприятий, выражающуюся в неспособности эффективно решать проблемы текущего функционирования.

В условиях кризиса, когда предприниматели и предприятия, осуществляющие деятельность в сегменте малого и среднего предпринимательства , имеют дефицит собственных средств для развития своего дела и испытывают системные сложности с кредитованием , резко возрастает значение инвестиций в бизнес . В публикации рассматривается проблема привлечения частных инвестиций в малый бизнес .

Крупные предприятия в период кризиса вынуждены уменьшать объемы деятельности, сокращать персонал и отказываться от реализации запланированных инвестпроектов. В то же время они начинают обращать свой взор на малый бизнес Московской области , ибо он в кризисных условиях имеет, как об этом уже рассказывалось на нашем портале предпринимателей, хорошие возможности для развития малого предпринимательства. Поэтому, если вовремя инвестировать средства в перспективное малое предприятие, можно получить от вложенных средств хорошую отдачу.Малый бизнес в сравнении с крупными предприятиями требует значительно меньших прямых инвестиций для реализации того или иного проекта, а это открывает широкие возможности для многих начинающих предпринимателей , имеющих в наличии свободные средства. Крупные компании, инвестируя в малые предприятия, могут участвовать сразу в нескольких проектах, тем самым существенно снижая свои риски. Дополнительное преимущество малого бизнеса - высокая скорость оборота денежных средств и, как следствие, меньшее время, потребное для того, чтобы проект начал приносить прибыль. Кроме того, малые предприятия в ряде сегментов экономики (например, сфера бытовых услуг и обслуживания населения, производство многих потребительских товаров, разработка программного обеспечения и др.) не только успешно конкурируют с крупными компаниями, но и даже в некоторых аспектах превосходят их. И здесь для потенциального инвестора в частный бизнес важно грамотно оценить перспективность объекта вложения. Необходим детальный анализ инвестиционного проекта и всесторонняя оценка процесса купли-продажи бизнеса (кадры, кредитная история, темпы развития и т.д.).

Надо также учитывать, что малый бизнес часто не имеет необходимых активов для того, чтобы гарантировать погашение возникшей задолженности перед лицами, решившимися на кредитование малого бизнеса . Именно это обстоятельство (усиленное в настоящее время кризисными процессами) и является основной причиной того, что начинающему предпринимателю так сложно взять кредит на развитие малого бизнеса в банке. Естественно, что риск потери средств, инвестированных в «необеспеченный» активами проект, может служить препятствием для участия инвестора в малый бизнес .

Поэтому для начинающего предпринимателя , ищущего инвестиции в проекты , так важно, даже если его бизнес-идея кажется ему очень перспективной, составить квалифицированное технико-экономическое обоснование проекта и продуманный бизнес-план малого бизнеса .

В бизнес-плане малого бизнеса должны быть отражены максимально доступно все тонкости реализации бизнес-идеи - от количественного и качественного состава привлекаемых работников, перечня необходимого оборудования и т.п. до обоснованных экономических расчетов, включая получение прибыли.Частных инвесторов малого бизнеса можно разделить на три основные категории. Первая - фонды прямых инвестиций и венчурные фонды (венчурные капиталисты), которые профессионально зарабатывают на инвестициях в проекты , вкладывая существенные средства, взятые ими у частных лиц, в банках, других организациях, располагающих свободными финансами, в многообещающие проекты. Эта разновидность инвесторов для бизнеса , которая стремится принимать активное участие в текущей деятельности предприятий и ориентирована на быстрый возврат вложенных средств и получение прибыли. Поэтому долгосрочные перспективы предприятий, на развитие которых направляются инвестиции , у них на втором плане. Вторая разновидность частных инвесторов - бизнес-ангелы , инвестирующие собственные средства и именно поэтому менее требовательные (в отличие от венчурных капиталистов) к отдаче от вложенных капиталов. И третья группа - это друзья и родственники, которые тоже могут участвовать в проекте в качестве инвесторов для малого бизнеса . Но взаимодействие с ними чревато (в случае неудач на бизнес-фронте) осложнением отношений, поэтому лучше, чтобы они принимали свое решение об инвестициях в малый бизнес осмысленно (на основании реальных расчетов), и с ними были бы заключены необходимые юридические соглашения (как если бы речь шла о сотрудничестве с неблизкими людьми). Главное при работе с инвесторами - это взаимная открытость и наличие у потенциальных партнеров проекта подробной информации друг о друге. На официальном сайте малого бизнеса , каким является портал ЦРП МО, создан специальный раздел по прямым инвестициям в малый бизнес , в четырех подразделах которого начинающие предприниматели могут почерпнуть полезную для себя информацию. В первом подразделе представлена общая информация. Второй подраздел знакомит с государственными фондами инвестиций , ориентированными на предоставление инвестиций малому бизнесу . В

В западных странах с конца 1970-х годов активно формировались основы перехода к новому, постиндустриальному типу экономических отношений, что ставило в трудное положение крупные предприятия, имевшие конкурентные преимущества на рынке за счет масштабов производства.

Формирование постиндустриальной экономики требует «длинных денег», долгосрочных инвестиций. Исключением из этого правила не стал и малый сектор экономики страны: внедрение новых технологий, сближение технологического уровня малых и средних предприятий, инновационные малые формы хозяйствования невозможны без привлечения инвестиций. Но они могут привлекаться только при условии предсказуемости социально-экономических процессов.

В связи с этим встает задача формирования национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, а также создания базы данных по объектам инвестирования. В Российской Федерации частный капитал все больше выступает в качестве главного инвестора. Сокращение доли собственных средств организаций в финансировании капитальных вложений в развивающейся экономике является процессом, отражающим главную тенденцию финансирования: текущие расходы финансируются за счет собственных средств, а инвестиции - заемных источников.

Запериод 1995-2007 гг. доля заемных средств возросла с 29,2% в 1995 г. до 32,2% в 2007 г. в целом по национальной экономике. Доля инвестиционного ресурса, приходящаяся на малый сектор экономики, крайне незначительна: за аналогичный период она колеблется в пределах от 1,1 - в 1995 г., до 1,8% - в 2007 г., или 4,02 млрд долл. США. Если рассматривать долю собственного и заемного ресурса в общем объеме инвестиций, приходящихся на малый бизнес, то прослеживается тенденция роста заемного ресурса - от 0,5 до 1,0% за аналогичный период.

Сумма инвестиций в основной капитал малых предприятий за 2009 г. резко упала, и ее доля составила 0,06% в общем объеме инвестиций по Российской Федерации. При этом доля бюджетных средств, направляемых в малый сектор экономики, возросла до 0,007% и составила 61,4 млрд руб. Мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008-2009 гг., привел к резкому снижению инвестиций, направляемых в реальный сектор экономики, и падению доли инвестиций, приходящихся на малое предпринимательство в 3 раза.

За трехлетний период 2009-2011 гг. доля инвестиций, направляемых в малый сектор экономики, выросла до 5,1%. Значительно увеличилось бюджетное финансирование малого предпринимательства, что является положительной тенденцией.

Объем и структура инвестиций меняются в зависимости от фаз долгосрочных и среднесрочных циклов экономического развития. В фазе кризиса и депрессии происходит значительное сокращение объема инвестиций; в фазах оживления и подъема осуществляется их рост; в фазе зрелости объем инвестиций стабилизируется. Впервые влияние фаз экономических циклов на изменение инвестиций выявил М. И. Туган-Барановский, который отметил, что развитие экономических циклов связано с процессом накопления и инвестирования капитала. При этом инвестирование капитала предполагает вложения в подготовку высококвалифицированных кадров.

Развитие экономического цикла представляет собой «прилив и отлив» инноваций, которые влекут создание новых технологий и на их базе нового продукта. Экономический кризис 2008-2009 гг. нашел отражение в Российской Федерации в опережающем падении объема инвестиций над уменьшением ВВП. Так, по данным Росстата, физический износ основных фондов в экономике страны в целом возрос с 49,5% в 2002 г. до 68,4% в 2008 г., но к 2011 г. данный показатель снизился до 49%.

В целом за июнь 2012 - июнь 2013 г. рост ВВП составил 101,4%, индекс промышленного производства - 100,0%, а продукции сельского хозяйства - 103,1%. Грузооборот транспорта уменьшился на 0,9%. Индекс потребительских цен составил 107,1%. Темпы роста оборота розничной торговли предварительно определены в 103,8%, а объем платных услуг населению - 102,1%. Инвестиции в основной капитал упали до 99,3% по отношению к соответствующему периоду 2012 г. Реальные денежные доходы населения возросли на 104,3%, и среднемесячная номинальная заработная плата увеличилась до 112,9%.

Инвестирование в малое предпринимательство Одной из важных функций инвестиций является инновационная функция. Именно с помощью инвестиций осуществляется не просто обновление основных фондов, а инновационное обновление фондов на основе использования достижений научно-технического прогресса для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Без инвестиционных вложений нельзя разрабатывать и внедрять новые эффективные технологии, формировать благоприятную внешнюю финансовую среду для устойчивого развития малого предпринимательства. Поэтому основным источником инноваций в малое производственное предпринимательство являются инвестиции в основной капитал.

Но инновационные проекты - это капиталоемкие и высокорисковые проекты, которые не сразу приносят отдачу. В современных условиях, когда малым предприятиям не хватает финансовых ресурсов для обновления устаревших основных фондов, подготовки кадров, очень сложно изыскать денежные средства для инвестирования в инновационное развитие предприятия. Рассмотрим более детально динамику отраслевой структуры инвестиций малого предпринимательства в основной капитал.

Самые высокие темпы роста инвестиций в экономику малого предпринимательства России наблюдаются по потребительскому сектору экономики, и за период 2000-2011 гг. они возросли практически в 34 раза. В структуре потребительского сектора малого предпринимательства большое место занимают малые формы сельскохозяйственного предпринимательства. Определяющую роль в формировании инвестиционных потоков в данный сектор экономики играет приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации».

Начиная с 2000 г. для малых форм хозяйствования создавалась благоприятная финансовая среда поддержки. Принятие Федеральных законов от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском хозяйстве» и от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» способствовало введению в действие в субъектах Российской Федерации нормативных актов, позволяющих осуществлять поддержку малых и средних предприятий агропромышленного комплекса из средств федерального и региональных бюджетов.

Высокие темпы роста инвестиций в основной капитал наблюдаются в сфере ЖКХ. За период 2000-2008 гг. они составили 12 620,0% или увеличились в 126,2 раза. Это объясняется тем, что поддержка сферы ЖКХ является приоритетом экономической политики ряда субъектов Российской Федерации, например г. Москвы.

За период 2005-2011 гг. возросли инвестиции в здравоохранение, финансирование объектов которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных федеральной адресной инвестиционной программой. Инвестиции в сферу инфраструктурного сектора экономики малого бизнеса России увеличились за 2000-2008 гг. в 20,8 раза - с 7569,5 млн руб. в 2000 г. до 157 300,0 млн руб. в 2008 г. Значительный рост инвестиций в основной капитал инфраструктурного сектора был достигнут за счет привлекательности вложений в сферу малого транспорта и связи, а также розничной и оптовой торговли.

Если характеризовать динамику отдельных секторов экономики малого предпринимательства, то необходимо подчеркнуть, что довольно высокие темпы роста инвестиций были достигнуты за счет низкой стартовой базы объемов инвестиций в 2000 г.

За период 2000-2011 гг. произошли неблагоприятные сдвиги в структуре инвестиций. Доля инновационно-инвестиционного сектора малой экономики неуклонно сокращается: в 2000 г. - 65,7%; в 2005 г. - 45,5%, а в 2008 г. - 40,3%. Как положительный фактор можно отметить ее некоторый рост к 2011 г. Так, доля инновационно-инвестиционного сектора малого предпринимательства составила 48,9%. Общеизвестно, что инновационно-инвестиционный сектор экономики является основой инновационной модернизации малого предпринимательства, что невозможно без значительных инвестиционных вливаний.

Увеличение доли инвестиций в энергосырьевой сектор - с 0,3% в 2005 г. до 0,6% в 2008 г. и стабильно составляющим 0,5% в 2011 г., объясняется увеличением числа малых предприятий, занимающихся обслуживанием электросетей и подстанций, количества посредников, стоящих между производителями электроэнергии, передающими компаниями и продающими электроэнергию, что является одним из факторов, способствующих росту тарифов на электроэнергию конечным потребителям: гражданам и юридическим лицам.

Доля потребительского сектора малого предпринимательства в Российской Федерации неуклонно возрастала с 8,3 - 2000 г., до 5,2% - 2005 г., и составила 16,3% в 2008 г., а в 2011 г. - 24,4%, что, несомненно, является положительной тенденцией. Но величина инвестиций, направляемых в потребительский сектор экономики, крайне незначительна и меньше общероссийского показателя на 26,7% - в 2011 г. доля инвестиций в этот сектор составляла 43% общего объема инвестиций.

Высокие темпы роста наблюдались лишь в инфраструктурном секторе экономики малого предпринимательства. Увеличение доли инвестиций в транспорт и связь произошло в основном за счет приобретения импортного оборудования по связи.

Инвестиционная активность Уровень инвестиционной активности в экономике малого предпринимательства считается наиболее объективным признаком качества экономического роста. Особенно актуальна проблема инвестиционной активности в российской малой экономике с ее изношенными основными фондами, недостаточно развитым фондовым рынком, нерациональной отраслевой структурой.

В России инвестиционную активность в сферу малого бизнеса сдерживают: зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры; диспропорции в объемах инвестирования отраслей топливно-энергетического комплекса и перерабатывающих отраслей; высокие ставки долгосрочных коммерческих кредитов, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке и поэтапное снижение ставки рефинансирования; недостаточный уровень развития фондового рынка; незначительное использование в инвестиционном процессе средств страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов; слабое развитие механизмов использования сбережений населения для инвестиций, в частности в инновационную сферу.

Анализ данных по общей стоимости договоров финансового лизинга, заключенных организациями, осуществляющими деятельность в области финансового лизинга, позволяет отметить следующие тенденции.

По сравнению с соответствующим периодом 2008 г. в 2011 г. произошел значительный рост стоимости договоров финансового лизинга в целом по Российской Федерации - в 2 раза. В малом секторе экономики наблюдается абсолютно противоположная тенденция - спад общей суммы договоров финансового лизинга на 38,1%. Для микропредприятий характерно более резкое падение данного показателя за аналогичный период - на 67,4%.

В отличие от крупного и среднего бизнеса, малый сектор экономики столкнулся с обострением конкуренции между предприятиями, что, в свою очередь, привело к падению прибыли и снижению показателей рентабельности.

В базовом году финансовый лизинг был направлен на приобретение транспортных средств - 55%, и машин и оборудования - 41,1%, в целом по Российской Федерации. При анализе структуры финансового лизинга в транспортные средства следует отметить, что в 2008 г. основную долю составляли автомобили - 27,8%; воздушные летательные аппараты - 12,2% и железнодорожная техника - 7%.

В структуре общего объема финансового лизинга транспортных средств малых предприятий основной удельный вес занимает автомобильный транспорт - 19,7%; железнодорожный транспорт - 2,4% и водный транспорт - 2,8%. Такая же структура финансового лизинга сложилась и у микропредприятий: на автомобили приходится 85,6%; на железнодорожный транспорт - 2,2%, столько же и на водный транспорт - 2,2%.

Основной акцент поддержки предпринимательства в 2013 г. был сделан на развитие системы поручительств за малые и средние предприятия перед банками, страховыми компаниями, лизингодателями, заключившими с региональным гарантийным фондом соглашение о сотрудничестве. В 2013 г. произошел двукратный рост числа региональных гарантийных фондов и к началу 2012 г. их число достигло 72, общая капитализация которых в настоящее время составляет 21 млрд руб. В 2013 г. основной акцент в программе сделан на поддержку инновационных малых компаний и компаний, осуществляющих модернизацию производства.

Солдатова Наталья Федоровна - канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и логистики Финансового университета

Малые инвестиции удел начинающих инвесторов. Начинающий инвестор либо не имеет средств для крупных проектов, либо из-за отсутствия опыта не рискует крупными суммами и начинает набирать опыт, осуществляя инвестиции малые, то есть, вкладывая в инвестиционные проекты небольшие суммы.

Сегодня, в непростой экономической ситуации многие становятся инвесторами, пытаясь улучшить свое финансовое положение. Их инвестиционные интересы направляются в первую очередь на рынок ценных бумаг и депозиты банков. Депозиты банков не обеспечивают доходность малым инвестициям, поскольку в кризисы обычно высок уровень инфляции, который нивелирует доходность депозита почти до нуля.

Фондовый рынок в этом смысле, дает больше возможностей для малых инвестиций.

Однако, нужен профессионализм и опыт торговли на фондовом рынке, что большинство начинающих инвесторов не имеют. И еще одно обстоятельство против небольших вложений в такие финансовые инструменты – малые вложения заинтересуют инвестора лишь при высокой норме доходности инвестиций, что не обеспечивают ни банковский депозит, ни покупка акций или других ценных бумаг.

С другой стороны малый бизнес (малые предприятия, индивидуальные предприниматели) очень нуждаются в инвестициях, которые им с большой неохотой предоставляют банки, а зачастую предлагают такие условия, что малый бизнес отказывается принимать их помощь. Задача государства направить эти взаимные интересы инвесторов и потребителей малых инвестиций друг к другу. Малые нуждаются в таких фондах, которые бы предлагали инвесторам организованно созданные инвестиционные пулы под конкретные инвестиционные проекты. Во избежание злоупотреблений государство могло бы взять под контроль выполнение инвестиционных проектов такими фондами. В России этим условиям отвечают .

ПИФы, не являясь юридическим лицом, дают возможность инвесторам предоставить свои средства управляющей компании ПИФ, которые размещают эти средства в соответствие со своими предпочтениями, но в рамках ограничений, которые накладывает на них государство. Профессиональное управление инвестициями приносит ПИФам доходы, существенно превышающие доходы от вложения в депозиты банков или в собственные инвестиционные портфели инвесторов малых инвестиций.

Малые инвестиции не обязательно должны направляться малым предприятиям. В мировой практике малые инвестиции направляются крупным игрокам фондового рынка. Это повышает надежность инвестиций и обеспечивает стабильную доходность.

Некоторые из таких потребителей малых инвестиций гарантируют возврат инвестиций с прибылью, что повышает к ним интерес со стороны инвесторов. Инвесторами на западных фондовых рынках являются обычные граждане, включая пенсионеров, их вложения составляют в некоторых странах до 60% объема общих инвестиций.

Реальные малые инвестиции во многих странах связаны с выполнением небольшими, иногда семейными, компаниями работ и услуг крупных корпораций. Корпорациям невыгодно заниматься рядом операций или выпуском небольших партий продуктов, необходимых им для организации их производства. Такие услуги оказывают эти компании, которым зачастую корпорации выделяют инвестиции для организации мелкосерийного производства. В масштабах корпорации эти инвестиции не являются малыми, но для малых предприятий они таковыми являются.

Если включить компьютер, то малые занимают почти половину предложений по их размещению в разного рода инвестиционные проекты компаний, финансовых организаций, инвестиционных фондов и тому подобных организаций. Отсутствую только предложения затрагивающие малые инвестиции в недвижимость. Инвестиции в недвижимость начинаются с нескольких миллионов рублей, а их малыми инвестициями не назовешь.

Инвестору без опыта трудно отличить, кто из них реальный игрок на этом рынке, а кто мошенник. Ясно одно, если компания предлагает инвестору вложить свои средства под умопомрачительные проценты – это мошенники . Надо всегда сравнивать предлагаемые условия размещения средств с банковскими депозитами. Они не должны существенно отличаться. Кроме этого, фирма, принимающая средства инвесторов должна дать описание инвестиционного проекта с экономическими расчетами. Сама фирма должна иметь юридический адрес, адрес почтовый и электронный и иметь сайт компании. Обязательно поинтересуйтесь в интернете отзывами о работе такой компании. Проверьте регистрацию компании в налоговых органах. Это минимум, который должен знать инвестор, прежде чем отдать свои деньги потребителю малых инвестиций.

В России для реальных малых инвестиций пока не созданы необходимые условия. Крупные предприятия не хотят заниматься размещением заказов на малых предприятиях, на которых нет контроля над качеством продукции или нет необходимой технологической базы. Ответственность за срыв поставок продукции корпорации у малых предприятий весьма условная (ООО отвечают уставным капиталом, который может составлять 10 тысяч рублей), а несвоевременная поставка грозит корпорации многомиллионными убытками. Необходимо изучать опыт взаимоотношения корпораций с малыми предприятиями за рубежом, где они успешно взаимодействуют десятки лет.